В звенигородском храме обнаружены фрески предположительно кисти Андрея Рублева

В Успенский собор на Городке в Звенигороде возвращаются святые образы. Фрески XV века, очень похожие на работы Андрея Рублева, скрывали слои кирпича и штукатурки. Реставраторы случайно обнаружили уникальные росписи и теперь кропотливо работают над их восстановлением.

В Успенский собор на Городке в Звенигороде возвращаются святые образы. Фрески XV века, очень похожие на работы Андрея Рублева, скрывали слои кирпича и штукатурки. Реставраторы случайно обнаружили уникальные росписи и теперь кропотливо работают над их восстановлением.

Почти два столетия под метровым слоем кирпичей скрывалась настоящая реликвия — древняя живопись начала XV века. Фрагменты уникальных фресок архитекторы обнаружили в Успенском соборе на Городке в Звенигороде во время реставрации — почти под куполом храма, на подпружных арках.

От фресок сохранились лишь небольшие части, но художникам-реставраторам уже удалось установить их примерные сюжеты. Например, в верхней части арок изображены ангелы-серафимы, видны их крылья.

Искусствоведы предполагают, что автором фресок был Андрей Рублев — знаменитый иконописец начала XV века, чьей кисти принадлежит известная "Троица". Это косвенно подтверждает и манера письма, и то, что ранее в этом же храме на предалтарных столбах обнаружили живописные композиции, которым приписывают авторство Рублева.

"Есть тончайшие смеси, в которых появляются фиолетовые тона, они достигаются за счет определенной работы иконописца с пигментами", — поясняет в интервью программе "Вести-Москва" заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Наталья Шередега.

Чтобы восстановить эти цвета, реставраторам понадобится не один месяц. Фрески еще не открыты полностью — на них остались следы грунта и поздние слои штукатурки.

"Все, что сохранилось на стенах, уцелело чудом. Вся живопись была сбита со стен в XIX веке, и основная часть находится в яме для гашения извести", — рассказывает искусствовед Полина Тычинская.

В Успенском соборе на Городке — уникальном образце раннемосковского зодчества рубежа XIV-XV веков — это первая реставрация за все время его существования. И сделано сразу несколько открытий. Так, например, все окна в храме были высокие и узкие. А крыша была не скатная, как сейчас — здание вершили сразу несколько сводов, напоминающих кили кораблей.

"Закомары — это завершение фасада. Здесь его завершают три закомары. Такие полукружия открылись в результате работы архитектора, но они словно обрублены", — отмечает сотрудник Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея Дмитрий Седов.

Параллельно с реставрацией фресок искусствоведы проводят исследования — изучают технику письма, состав пигментов. В Третьяковской галерее подобным образом уже изучили "Троицу". На очереди — другие работы Рублева. Ученые сравнят результаты, чтобы подтвердить авторство недавно открытых фресок.