Нефритовая модернизация

В создание современной инфраструктуры на нефритовом месторождении Кавокта "Забайкальское горнорудное предприятие" и ТД "Ориентал Вэй" инвестировали за два года более 1,5 миллиарда рублей. Сейчас больше сотни рабочих живут здесь в обустроенном поселке.

На нефритовое месторождение Кавокта вертолет летит больше четырех часов. Здесь, в 800 км от Улан-Удэ, больше сотни рабочих живут в обустроенном поселке. Это сейчас тут есть практически все для комфортной работы: и банно-прачечный комплекс, и место для досуга, и хозяйственные постройки, и даже четырехколесные вездеходы, на которых можно быстро перемещаться на карьер. Раньше довольствовались малым, а то и вовсе приходилось рисковать жизнью.

Долгие годы нефрит в Бурятии был сферой влияния полулегального и даже откровенно криминального бизнеса. Контрабанда нефрита в Китай достигала более 200 тонн в год. А черные копатели решали конфликты между собой с применением оружия. Кстати, последний такой случай произошел относительно недавно — в начале августа. На одну из частных баз в Окинском районе Бурятии напали 20 бандитов в надежде отнять две тонны сырья, которое было погружено в контейнеры и готовилось к отправке на фабрику. Операция вышла налетчикам боком. Карьер охраняли 9 вооруженных человек. И в результате перестрелки один преступник погиб. Но если сегодня такие случаи сразу попадают в прессу, то раньше это была лишь сухая статистика.

Месторождение Кавокта огорожено проволокой, а по периметру стоят вооруженные охранники. На карьере нам рассказывают, что черные копатели захаживают все реже и реже. Раньше, например, ловили до 40 нарушителей в день. Сегодня нелегалов можно пересчитать по пальцам: попадается всего один незваный гость в неделю. Эти копатели, как правило, добывают нефрит варварским способом: берут только сортовой нефрит высокого качества. А вот нефрит-сырец среднего и низкого качества выбрасывают в отвалы.

Вести цивилизованную добычу стало возможно после того, как в отрасль пришли крупные вложения и государственные игроки. На место нелегальных добытчиков пришла корпорация Ростех и группа частных инвесторов. Было создано "Забайкальское горнорудное предприятие" (ЗГРП), получившее в результате тендера на 25 лет право пользования Кавоктинским месторождением с крупнейшими в мире залежами белого нефрита. Добывать минерал тут решили открытым способом, используя технологии без взрыва горного массива, что означает бережное отношение к природе, а также эффективное использование ценного материала.

Практически на пустом месте за два года был создан современный вертикально-интегрированный производственный комплекс. Он включает в себя не только добычу сырья (ООО "Забайкальское горнорудное предприятие"), но и его промышленную переработку на заводе в Улан-Удэ (ООО "Торговый дом "Ориентал Вэй").

Об условиях труда было сказано в начале. Но помимо видимых на первый взгляд изменений есть и те, о которых рассказывают сами рабочие. Машинист бульдозера Евгений Дряев работает в новой организации уже два года. А всего за его плечами восьмилетний опыт. У него, как и у других специалистов, ежемесячная зарплата доходит до 120 тысяч рублей, а в среднем по компании — более 70 тысяч рублей в месяц. Да и сама работа облегчилась, благодаря новой современной технике.

В создание современной инфраструктуры "Забайкальское горнорудное предприятие" и ТД "Ориентал Вэй" инвестировали за два года более 1,5 миллиарда рублей. Но деньги пошли не только на проект в тайге. В столице Бурятии была построена современная перерабатывающая фабрика общей стоимостью 228 миллионов рублей. Завод открылся только в мае и пока работает в тестовом режиме. Но если предприятие выйдет на полную мощность, то за год оно способно обработать до 200 тонн нефрита-сырца. Кроме того, в ее стенах уже открылись курсы подготовки специалистов по обработке ценного камня. В течение нескольких лет планируется создать российскую школу переработчиков.

Возможно, выпускники этой школы помогут компании открывать для себя другие рынки, кроме китайского. Хотя и потенциал только Китая огромен — больше 7 тысяч тонн в год. Нефрит в Поднебесной боготворят и ценят дороже золота.

По оценкам специалистов, Россия добывает ежегодно около 380 тонн нефрита-сырца. Это даже больше, чем Австралия и Канада. Но до темпов добычи камня в Китае еще очень далеко. В нашей стране разведано 19 месторождений. 13 из них находятся в Бурятии. Оттуда до границы с Китаем рукой подать. А значит, преимущество с логистикой очевидно. Еще один плюс — качество минерала. На Кавоктинском месторождении залегает особо ценный белый нефрит. По своим характеристикам камень не уступает даже эталону из провинции Хотан на северо-западе Китая. У бурятского минерала светлые тона и мало вкраплений кальцита, что придает породе монолитность и хорошую просвечиваемость.

Впрочем, пока что с масштабным выходом на рынок компания не торопится. Как рассказал исполнительный директор ТД "Ориентал Вэй" Анвар Назыров, окончательный ответ на вопросы "когда" и "как" дадут маркетологи. Несомненно одно: компания ставит перед собой масштабную задачу: выйти на мировой рынок не просто с нефритом-сырцом, а уже с готовыми изделиями с высокой прибавочной стоимостью.