Печать выживает по принципу "лучше меньше, да лучше"

Печатные СМИ пытаются выжить в условиях кризиса
Печатные СМИ пытаются выжить в условиях кризиса
Печатные СМИ пытаются выжить в условиях кризиса. Ведущие газеты мира вынуждены сокращать персонал, бюджет, отдавать под рекламу первые страницы. В России приостановлен выпуск более 200 изданий, пик кризиса на рекламном рынке придется на март-апрель 2009 года.

Печатные СМИ пытаются выжить в условиях кризиса. Ведущие газеты мира вынуждены сокращать персонал, бюджет, отдавать под рекламу первые страницы. В России приостановлен выпуск более 200 изданий, пик кризиса на рекламном рынке придется на март-апрель 2009 года.

Кризис печатных СМИ – явление состоявшееся, издания затягивают пояса. В Америке ведущие газеты и журналы сокращают тираж и увольняют сотни сотрудников. Более 500 национальных изданий испытывают серьезные трудности с наличными. В финансовую тряску попали даже такие авторитетные газеты, как New York Times (убытки 38,2 миллиона долларов), Chicago Tribune и Los Angeles Times (убытки – 121,6 миллиона долларов), San Francisco Chronicle (50 миллионов долларов).

Самый сильный удар пришелся на региональные издания. Чем меньше бюджет, тем сложнее выжить. Уже в ближайшие полтора года несколько десятков крупных областных газет в США могут закрыться. Спикер нижней палаты Конгресса Нэнси Пэлоси даже попросила Министерство юстиции смягчить антимонопольную политику, чтобы запустить в индустрию волну слияний и поглощений и помочь изданиям остаться на плаву.

Однако пока выживать приходится своими силами. Впервые в своей истории New York Times отдала под рекламу первую страницу. На первой полосе январского выпуска располагается цветной баннер телеканала CBS под заголовком "Новости передовой страницы". The Wall Street Journal и USA Today также заявили о готовности отдать под рекламу первую страницу. Еще один вариант – полный отказ от печатного формата и переход в Интернет. Так, например, сделала одна из старейших американских газет – Seattle Post-Intelligencer, основанная более 125 лет назад.

В Европе идет игра на выбывание, ведущие газеты и журналы сокращают бюджет. Только в Великобритании расходы печатных изданий в прошлом году упали на 12%. Экономят и за счет сотрудников. Французская Le Monde – минус 25% персонала, ирландская Irish Times – минус 10%. На рынке слияний и поглощений тоже затишье. В прошлом году объем сделок сократился на 66% по сравнению в 2007. Причина – отсутствие наличных.

"Кредитный кризис начался в Европе во второй половине 2008 года. Он проявился в том, что в этот период было заключено всего 35 сделок общей стоимостью 3,3 миллиарда евро. Сильнее всего деловая активность снизилась в Великобритании", – говорит Оливье Вульф, руководитель отдела по работе со СМИ в PricewaterhouseCoopers.

В российской печатной индустрии ситуация не лучше. "Кризис несет определенный оздоровительный эффект для отрасли, а сложившаяся экономическая ситуация должна послужить повышению качества отечественных изданий, так как у читателей возрастают требования к потребляемой информации. Что подтверждается ростом аудитории деловых и специализированных изданий", – считает заместитель министра связи и массовых коммуникаций Александр Жаров.

Результаты оздоровления: с декабря прошлого года в России фактически приостановлен выпуск более 200 изданий. Закрыты шесть федеральных журналов, а в течение года могут закрыться еще 26.

Причины те же, что и в США – сокращение рекламы. Многим предприятиям не хватает финансов даже на зарплаты. А те рекламодатели, у кого деньги есть, придерживают их на черный день. Получается эффект домино. По прогнозам интернет-портала Media Guide, пик кризиса на рекламном рынке придется на март-апрель 2009 года. В результате, резко сократится количество изданий, направленных на рекламодателя, а не на читателя.

Выживают по принципу "лучше меньше, да лучше". Часть изданий стала реже выходить, часть – сокращает объем или тираж. Некоторые газеты и журналы вышли в Интернет. Платные издания становятся дороже, а у бесплатных появляется цена. Например, так сделал популярный в Москве журнал "Большой город". После этого он привлек еще больше читателей. По данным экспертов, за первые две недели платного распространения "Большой Город" вошёл в десятку лидеров продаж.

Так что кризис кризисом, а читать в России меньше не стали, приоритеты только изменились. Вместо глянцевых изданий россияне с большим удовольствием покупают информационно-аналитические и деловые издания. Быть в курсе последних новостей финансового мира – первая необходимость и даже модная тенденция.