Надым и Новый Уренгой соединил надежный мост

На Ямале завершено строительство моста, соединяющего Новый Уренгой и Надым. Он заменил собой понтонную переправу, во время разлива и гололёда существенно осложнявшую доставку грузов между городами. Параллельно асфальтовому полотну на мосту будет проложено и железнодорожное.

На Ямале завершено строительство моста, соединяющего Новый Уренгой и Надым. Он заменил собой понтонную переправу, во время разлива и гололёда существенно осложнявшую доставку грузов между городами. Параллельно асфальтовому полотну на мосту будет проложено и железнодорожное, а это имеет стратегическое значение не только для региона, но и для всей страны.

Вот так раньше выглядел участок дороги между двумя крупнейшими населенными пунктами российского Севера, Новым Уренгоем и Надымом: каждый день тысячи машин по понтонам, одна за другой, медленно перебирались на другой берег.

Моста здесь ждали 43 года, говорит глава Надымского района Леонид Дяченко. С момента образования самого города. "В июле месяце был высокий подъем воды. И мы стояли почти месяц без понтонной переправы. Доставка грузов всех, в том числе продуктов питания, водных транспортом, почти 2 километров, это финансовая нагрузка на предпринимателей. И это ложилось стоимостью на 1 килограмм продукта, который продается у нас на рынках, в магазинах", — заметил Дьяченко.

По своим размерам мост через реку Надым сопоставим с мостом на острове Русский. Длина такая же — больше трех километров. Чтобы его построить, понадобилось 9 тысяч тонн стройматериалов. Их поднимали на высоту 9-этажного дома.

Металлоконструкции для моста везли из Кургана, а железобетон — из соседней Тюмени, Тобольска и Сургута. Бетон и асфальт сделали здесь, в Надыме. Работы шли четыре года — в условиях Крайнего Севера, где снег внезапно может выпасть уже в конце августа, а растаять — только в начале лета.

"Если в летний период можно смириться с дождем, с комарами, то зимой, когда минус 50 градусов, ни техника, ни люди не выдерживают. Нам приходилось останавливаться, обогревать объекты", — генеральный директор ОАО "Мостострой-11" Николай Руссу.

Несмотря на это, автомобильную часть моста сдали даже раньше намеченной даты, конца 2015-го.

Очень хотели, чтобы люди не ждали периода, когда будет лед и нельзя ездить по переправе, поэтому мы приложили все, нашли взаимопонимание от поставщиков, тех, кто выполнял работы по проезжей части.

По проекту мост — совмещенный, и рядом с автомобильной – будет идти железная дорога. Она должна связать Новый Уренгой с Надымом и от Надыма пойти дальше, через Салехард, в арктический поселок Сабетта, где строится гигантский завод по сжижению газа — Ямал СПГ.

В Сабетте уже есть морской порт, куда приходят миллионы тонн грузов. Пока что — для возведения завода. С точки зрения климата, удаленности этого места, когда мы пришли, не было никакой инфраструктуры, — рассказывает генеральный директор ОАО "Ямал СПГ" Евгений Кот. — Построили порт, аэропорт. Мы первыми вышли сюда, на эту часть полуострова Ямал. Вокруг другие месторождения. Колоссальные запасы газа. Этот порт может использоваться как опорный пункт для будущего развития территории".

Порт в Сабетте позволяет экспортировать по всему миру не только газ, но и в принципе любые российские товары. По Северному морскому пути — например, в Азию получается куда быстрее, чем по Южному, — и, следовательно, дешевле и выгодней. Летом этого года путь занимал 17 дней вместо 52. И поэтому мост через реку Надым не только связал отрезанный рекой город с другими населенными пунктами, но и стал одним из важнейших шагов в соединении Сибири и Урала с крупнейшими мировыми рынками.