Лавров: Россия поддержит любое решение по реформе Совета безопасности ООН

Москва готова поддержать любое решение о реформе Совета Безопасности ООН, заявил министра иностранных дел России Сергей Лавров в эксклюзивном интервью первому заместителю генерального директора ТАСС Михаилу Гусману на телеканале "Россия 24" в программе "Формула власти".

Москва готова поддержать любое решение о реформе Совета Безопасности ООН, заявил министра иностранных дел России Сергей Лавров в эксклюзивном интервью первому заместителю генерального директора ТАСС Михаилу Гусману на телеканале "Россия 24" в программе "Формула власти".

"Я сейчас даже не шучу и говорю серьезно, — подчеркнул Сергей Лавров. — Либо добавить только постоянные места, либо добавить только непостоянные места, либо несколько постоянных и несколько непостоянных. Главное в нашей позиции заключается в том, чтобы соблюсти изначальный мандат Генеральной Ассамблеи ООН на всю эту работу, а мандат гласил, что окончательное решение должно быть предметом широкого согласия, а это совсем не две трети голосов. Мы не говорим о стопроцентном консенсусе, и ГА ООН его не требовала. Всегда одна-две страны могут иметь свои какие-то собственные представления и не присоединяться к консенсусу, но широкое согласие — это не две трети".

По мнению главы российской дипломатии, "широкое согласие необходимо по одной простой причине: если вдруг взять и проголосовать по вопросу о расширении Совета Безопасности ООН, предполагая, что будут сторонники такой резкой реформы с обязательными постоянными
местами, с дополнительными местами, что они получат две трети голосов, то это будет юридически верным решением с точки зрения принципов Устава, но политически найдутся страны, которые сформируют меньшинство в одну треть, и которые будут голосовать против".

При этом глава российского внешнеполитического ведомства отметил, что в такой ситуации будут абсолютно незаслуженно изолированы такие страны как Италия, Испания, Мексика, ряд стран Латинской Америки и Азии.

"Они не страны-изгои — это очень солидные и уважаемые государства, так называемые "страны среднего размера", — подчеркнул Лавров. Они платят в бюджет ООН и миротворческих операций. Скандинавы, которые входят в эту группу, — очень крупные доноры многих фондов, нацеленных на решение социальных проблем, народонаселения, в том числе ЮНИСЕФ, и так далее. В их глазах, если Совет Безопасности ООН будет реформирован через голосование вопреки их стремлению найти консенсус и компромисс, этот "обновленный" Совбез будет не более легитимным, а гораздо менее легитимным, чем сейчас".

Сам Лавров в течение десяти лет представлял Россию в ООН — вплоть до своего назначения министром иностранных дел России в марте 2004 года.

Дипломату в ООН важны терпение и прозорливость, а нервничать надо отвыкать, делится своим опытом работы в Нью-Йорке Лавров.

"Если нервничать до такой степени, чтобы нарушать сон, тогда работать не сможешь", — подчеркнул глава МИД России.

"Ни в одном документе невозможно предусмотреть все варианты развития событий, и такое происходит очень часто. На то он и посол, на то он и облечен чрезвычайными полномочиями, чтобы иметь достаточный опыт и достаточную прозорливость и, если хотите, искушенность, чтобы в любой ситуации примерять развитие событий, пусть даже неожиданное, к тем базовым принципам, которые ему предписано продвигать в том или ином государстве или в той или иной организации. Очень часто, когда идут ночные заседания, заседания во внеурочное время, когда Москва глубоко спит, а от нас требуют "позвоните!", ты отвечаешь, что звонить не будешь, потому что у тебя уже есть указания, — поделился воспоминаниями Лавров. — Главное здесь — видеть пределы возможного. Но когда ты понимаешь, что на кону принципиальнейшие вещи, наши принципиальные интересы, тогда слабину давать нельзя, и именно в таких ситуациях иногда приходится прибегать и к использованию права вето".

Лавров раскрыл тайну так называемой "русской комнаты" в здании ООН.

"Эта комната была изначально заложена архитекторами, которые строили здание ООН, — пояснил министр. — Там были советские архитекторы, так как группа архитекторов была интернациональной. Эта комната называется "комната консультаций. Там есть по одному креслу для постоянного представителя, причем, кресла стоят друг к другу намного более плотнее, нежели в основном зале для официальных заседаний. За спиной постоянного представителя есть еще два кресла для его помощников. Вдоль стены стоят еще несколько кресел, в общей сложности, наверное, каждая делегация может появиться максимум в составе "постпред плюс 3". И то, они уже будут "как сельди в бочке". Комната эта очень маленькая и компактная".

В начале XXI века возникла идея перестроить залы Совета Безопасности.

"Не хочу никого выдавать, но один из постоянных членов СБ ООН, посол, не российский, сказал: "Нет, ребята, давайте не будем сейчас эту стену передвигать, потому что как только мы это сделаем, сразу появится искушение активнее продавливать расширение СБ ООН", потому что будет куда расширяться, — рассказал глава российского МИД. — Это такая шутка, конечно. Много людей с юмором, без него в СБ тяжело бы было".