Ответить за Сусанина. Реплика Максима Кононенко

Чтобы представить себе, насколько действительно огромна Россия, достаточно посмотреть на статистику Единого дня голосования. Почти 11 тысяч выборов разных уровней в 83 регионах. На 92 тысячи выборных мест претендовали больше 130 тысяч кандидатов.

Чтобы представить себе, насколько действительно огромна Россия, достаточно посмотреть на статистику Единого дня голосования. Почти 11 тысяч выборов разных уровней в 83 регионах. На 92 тысячи выборных мест претендовали больше 130 тысяч кандидатов.

В 21 регионе выбирали губернаторов, которыми хотели стать 100 человек от 16 партий. Одних избирательных участков в минувшее воскресенье открылось почти 60 тысяч.

И вот все это громадье состоялось, причем прошло довольно спокойно. Разве что в Омской области к сельскому избирательному участку забрел дикий медведь. Что, впрочем, по словам главы регионального избиркома только повысило явку, потому что избиратели приходили посмотреть на животное. Заодно и голосовали. А в городе Сланцы Ленинградской области на участок привели медведя дрессированного, причем он даже пытался голосовать, но ему не дали этого сделать.

Председатель Центризбиркома Владимир Чуров прокомментировал общую дисциплину на выборах так — цитирую: "11 раз часть тела одного участника соприкасалась с частью тела — лицом, как правило, другого участника". Конец цитаты.

Один из таких разов случился в городе Краснодаре, где православный батюшка, приехавший из Москвы, пришел на избирательный участок, чтобы, цитирую, "изгонять демонов фальсификации". В ходе изгнания демонов святой водой оказались окроплены не только урны для голосования, но и наблюдатели, один из которых кинулся на батюшку с кулаками. В дело пришлось вмешаться полиции.

Инцидент посерьезнее произошел в Дагестане, где не смогли обойтись без стрельбы из травматического пистолета. Впрочем, сильно никто не пострадал, дело окончилось ушибом ягодиц избирателей.

Как же изменился расклад политических сил в стране после такого масштабного волеизъявления граждан? Да, в общем, никак. "Единая Россия" остается в своем в большинстве, хотя кое-где ее теснят коммунисты. В Иркутской области даже будет второй тур губернаторских выборов, где встретятся коммунист и единоросс. ЛДПР осталась при своих. Несколько удивила разве что практически списанная со счетов "Справедливая Россия", получившая приличный процент в Курганской и Новосибирской областях, а в Магаданской области и вовсе занявшая второе место.

Что же касается нынешнего великого разнообразия непарламентских партий, то оно осталось там же, где и находилось до этого, — за бортом. Причем наиболее эффектно получилось остаться за бортом у самой притягательной для зарубежных средств массовой информации партии ПАРНАС, которая пыталась избраться в законодательное собрание Костромской области. Эти единственные из почти 11 тысяч состоявшихся в России выборов привлекли к себе колоссальное внимание: множество западных телеканалов, сотни наблюдателей, штаб по наблюдению, оплачиваемый Михаилом Ходорковским. Интернет пестрел фотографиями многочисленных встреч кандидата Ильи Яшина с жителями костромской глубинки, руководитель избирательного штаба докладывал о двукратном росте узнаваемости и обвинял ВЦИОМ, дававший партии не больше процента, в некомпетентности.

Иногда даже складывалось ощущение, что наши зарубежные партнеры пытаются взять какой-то реванш за 1613 год. Ответить, так сказать, за Сусанина.

Чуда, однако, не произошло. ПАРНАС получил меньше 2% голосов, проиграв даже партии "Яблоко". Как грустно заметил один из сотрудников избирательного штаба оппозиционеров, цитирую: "Костромичи не захотели или не смогли поверить в мечту, в доброту и нашу смелость." Конец цитаты.

Ну что же, может, и не поверили. Вопросы веры сложны, а окружающий мир — вот он, таков, каков есть. И каков бы он ни был сейчас, он все равно лучше, чем тот, который был 20 лет назад. И, разумеется, лучше, чем тот, который был 30 лет назад. И уж пусть лучше он будет такой, какой есть, чем какой-то другой. От добра добра не ищут. Именно таковой представляется логика избирателя, который снова решил оставить все, как есть. Потому что он мудр и имеет богатый жизненный опыт.