К нам приехал Караваджо

В ГМИИ им.Пушкина открылась выставка "Караваджо и последователи". Москвичи впервые увидят полотно реформатора европейской живописи "Мальчик, укушенный ящерицей" и художников, которые находили вдохновение в творчестве мастера.

В Музее изобразительных искусств имени Пушкина открылась выставка "Караваджо и последователи". Москвичи впервые увидят полотно реформатора европейской живописи "Мальчик, укушенный ящерицей" и художников, которые находили вдохновение в творчестве мастера. Очередь из желающих увидеть уникальные экспонаты начала выстраиваться еще до открытия музея.

Картина Караваджо "Мальчик, укушенный ящерицей" не случайно оказалась в центре экспозиции. Московская публика увидит ее впервые. Страстный коллекционер Роберто Лонги отыскал ее в парижской галерее и после переговоров, которые заняли не один год, присоединил к своей сокровищнице.

Он был человеком своего времени, дружил с футуристами, но искусство предпочитал классическое. Главной страстью Роберто Лонги всегда оставался Караваджо. Ему он посвятил масштабную выставку в Милане в 1951 году. Именно после нее о Караваджо и его последователях заговорили вновь.

Способность тонко подмечать изменения живой натуры сделала художника реформатором европейской живописи и основателем реализма. Караваджо был убежден: единственная наставница, в которой нуждается художник, — натура. Это быстро уловили его последователи. Они тоже выходили на улицы и искали образы для своих будущих картин среди обычных людей.

Ни одного рисунка или эскиза — все свои сложные композиции художник реализовывал сразу на холсте. Жизнь в каждом ее мгновении — она здесь и сейчас, без прикрас и совершенства.

Сегодня лица уличных музыкантов, торговцев фруктами смотрят на зрителя с картин итальянских и французских последователей мастера. Здесь сразу два "Отречения Петра" Валантена де Булоня. И Караваджо часто копировал свои сюжеты, чтобы заработать.
Эти полотна отражают еще одну важную особенность творчества караваджистов — мастерски переплетать сюжеты библейской жизни с бытом реальных людей.

"Они все одеты в костюмы XVII века, это солдаты, которые в момент отдыха играют в кости. Связь, конечно, не в механическом повторении приемов Караваджо, но этот углубленный интерес к жизни, к новому типажу, характерен для Караваджо вообще. И это воспринимают его последователи-художники", — поясняет в интервью программе "Вести-Москва" куратор выставки "Караваджо и последователи" Виктория Маркова.

Пушкинский музей готовится к наплыву публики. В 2011-м, когда в Москву привезли 11 полотен Караваджо, ценители живописи буквально осаждали музей. Очередь обвивала здание до последнего дня работы экспозиции. В этот раз успех намерены повторить. Сегодня у входа публика начала собираться еще до открытия музея.