Тема:

"Трансаэро" 7 лет назад

"Транспорт": покупка "Трансаэро", движение "Сапсанов" и зарядка для электрокара

Главная тема программы: приобретение "Аэрофлотом" компании "Трансаэро". Движение "Сапсанов" из Москвы в Санкт-Петербург участится. Дмитрий Медведев подписал указ о минимальном перечне услуг, предоставляемых на автозаправках, куда вошла обязательная установка зарядного устройства для электромобилей.

Переход "Трансаэро" под контроль "Аэрофлота" по-прежнему остается одной из самых главных транспортных тем. Причем, события развиваются довольно быстро.

Например, стало известно, что уже с конца октября "Трансаэро" уйдет сразу с нескольких направлений. В компании заявляют, что это связано с вводом зимнего расписания, однако эксперты полагают, что у перевозчика нет другого выхода, кроме как сокращать убыточные направления.

Окончательно сделку по покупке "Трансаэро" планируется закрыть 29 сентября. Как после этого изменится ситуация на российском рынке авиаперевозок? Cумеет ли "Аэрофлот" усилить позиции компании в мире?

Якутск, Южно-Сахалинск, Кемерово, Томск, Пермь, Уфа, Астрахань и Лос-Анджелес. В аэропортах этих городов больше не дождутся рейсов авиакомпании "Трансаэро". Перевозчик исключил эти направления из зимнего расписания. Сокращают количество рейсов и в Новосибирск, Екатеринбург, Улан-Удэ и Нью-Йорк. Тем не менее, пока "Трансаэро" остается одним из крупнейших в России авиаперевозчиков. В общей сложности авиакомпания совершает около двухсот рейсов в день. Однако тенденция на снижение объемов перевозок вполне объяснима, считают эксперты.

"Задача "Аэрофлота" – потихоньку уменьшать присутствие Трансаэро на рынке, подхватывая маршруты, пассажиропотоки, расширяясь самому за счет уменьшения перевозок "Трансаэро". Я думаю, пассажиропоток никуда не денется. Понятно, что какая-то часть пассажиров, которая летала на "Трансаэро" исключительно из-за демпинга, куда-то уйдут: кто-то в автобусы, кто-то на поезда, кто-то на диваны. Тем не менее, остальной пассажиропоток будет распределяться между оставшимися российскими перевозчиками, в первую очередь, между компаниями в группе "Аэрофлота", — считает Андрей Крамаренко, научный сотрудник института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ.

Международная ассоциация воздушного транспорта опубликовала данные о десятке крупнейших авиакомпаний мира по количеству перевезенных пассажиров за 2014 год. У лидеров счет идет на сотни миллионов пассажиров. А вот крупнейший российский авиаперевозчик "Аэрофлот" в этот список не попал, хотя по итогам прошлого года авиакомпания говорила о рекордных цифрах. Пассажиропоток вырос на 13% почти до 24 миллионов человек. "Трансаэро" заявила рост всего на 5,6%. Пассажиропоток по итогам 2014 года превысил 13 миллионов человек. Тем не менее, даже если сложить данные "Аэрофлота" и "Трансаэро", этот показатель все равно не дотянет до десятки лучших.

По мнению экспертов, говорить о чистой арифметике в случае консолидации "Трансаэро" и "Аэрофлота" и не придется. Скорее, "Аэрофлот" займется оптимизацией маршрутной сети, так как многие направления у обеих авиакомпаний дублируются. Еще одна проблема: воздушный флот. Если "Трансаэро" на своих направлениях использовала преимущественно "Боинги", причем делала ставку на широкофюзеляжные лайнеры, то "Аэрофлот" предпочитает летать на среднемагистральных "Эйрбасах".

"С падением спроса в текущей экономической ситуации парк авиакомпании "Трансаэро" оказался избыточным. Плюс с сильной девальвацией рубля у компании сильно выросли лизинговые платежи за самолеты. С учетом этого велика вероятность, что компания будет возвращать самолеты в счет погашения долгов", — отмечает Дмитрий Сергиенко, директор по корпоративным рейтингам "Эксперт РА".

Сейчас в мире существуют две модели лизинга, по которым работают все авиаперевозчики: финансовый и операционный. Финансовый лизинг можно сравнить с автокредитом. В этом случае лизингодатель передает самолет авиакомпании, и та эксплуатирует машину, регулярно выплачивая ее стоимость по частям. Чаще всего так работают дочки банков, для которых эксплуатация самолета — деятельность непрофильная. При этом схему финансового лизинга заемщики стараются применять лишь для надежных авиакомпаний. В случае операционного лизинга машину по окончании договора необходимо будет вернуть. Но если авиакомпания не сможет погасить очередной платеж, самолет у нее заберут сразу же. Чтобы воздушное судно после эксплуатации осталось в хорошем состоянии, лизингодатель следит за правилами использования самолета, проверяет его техническое состояние, контролирует техническое обслуживание. То есть, это дополнительная нагрузка на компанию-владельца самолета. Зато при необходимости машину можно отдать в лизинг новому заказчику по рыночной стоимости. Но в России по схеме операционного лизинга не работает ни одна финансовая компания.

Именно поэтому компании, работавшие с "Трансаэро" (ВЭБ, ВТБ-лизинг и Сбербанк-лизинг), сейчас просто не знают, чего им ожидать в будущем. Наиболее вероятный вариант развития событий: продать возвращенные самолеты другим перевозчикам, но со значительной скидкой. Еще одна проблема — нереализованные контракты. "Трансаэро" заказала 4 новых лайнера 747-8 у компании "Боинг" и 4 А-380 — у "Эйрбас". Эти широкофюзеляжные самолеты авиакомпании обычно ставят на самые загруженные и дальние рейсы. У "Трансаэро" сейчас таких просто не оказалось.

"380-й — очень серьезная машина. Ее позволить могут себе не все, и я не уверен, что ее может себе позволит и что она нужна "Аэрофлоту". При этом производители такой техники не стремятся к скандалам, искам, что было в ситуации, когда лизинговые компании давили на "ЮТэйр". Здесь будет очень сложный поиск компромиссов. Будут применяться, в том числе, и коммерческие приемы, чтобы убедить кого-то пристроить эти борты, не обязательно в России. Это может быть и за рубежом", — допускает Анатолий Ходоровский, заместитель генерального директора инвестиционной компании.

Решить вопрос с санацией "Трансаэро" "Аэрофлоту" быстро не удастся, уверяют эксперты. По некоторым оценкам, консолидация активов займет не меньше полугода. В любом случае уже сейчас "Аэрофлот" успокаивает пассажиров, купивших билеты на рейсы "Трансаэро": все они смогут улететь. Однако эксперты уверяют: из ситуации с "Трансаэро" выводы сделают все российские авиаперевозчики. Демпинговых цен на авиабилеты больше не будет. Глубину продаж также значительно сократят. По оценкам специалистов, "Трансаэро" в последние месяцы постоянно работала в минус, продавая дешевые билеты. При этом в среднем с каждого пассажирского кресла компания несла убытки по 2 тысячи рублей.

Переходим к железным дорогам. "Сапсанов" станет больше. Уже с 1 октября на маршруте Москва — Санкт-Петербург скоростные поезда будут курсировать каждые 2 часа. Теперь в расписании будет по 9 рейсов в обоих направлениях.

Решение увеличить количество скоростных поездов, соединяющих две столицы, в РЖД приняли из-за постоянно растущего спроса на билеты. Только за это лето "Сапсаны" перевезли более миллиона пассажиров.

С 1 октября движение скоростных поездов на этом маршруте будет начинаться с 5.30 утра. Последний поезд отправится из северной столицы в 19 часов 10 минут, а из Москвы — в 19 часов 40 минут. Некоторые поезда будут назначать по особому указанию, то есть в самые загруженные дни – праздники или выходные, когда спрос на билеты растет. По предварительным подсчетам, дополнительные рейсы позволит увеличить пассажиропоток между Москвой и Санкт-Петербургом до 15 тысяч человек в сутки.

В общей сложности на маршруте Москва — Санкт Петербург будут работать 16 скоростных составов. Часть из них раньше перевозила пассажиров из Москвы в Нижний Новгород, до того, как их с 1 июня заменили новые поезда "Стриж".

Тем временем глава РЖД Олег Белозеров на встрече с президентом Армении Сержем Саргсяном пообещал продолжить инвестировать в железнодорожное сообщение страны.

Напомним, с 2008 года Южно-Кавказская железная дорога, которая проходит по территории Армении, находится в концессионном управлении у РЖД. Общая протяженность железнодорожных путей 1328 км. Из них в эксплуатации находятся только 726 км, большая часть электрифицирована. В год по дороге можно перевезти до 50 млн тонн грузов и 5,5 млн пассажиров.

Сейчас РЖД инвестируют в модернизацию инфраструктуры, наращивание объемов грузовых и пассажирских перевозок, а также помогают развивать сотрудничество с соседними с Арменией государствами. Всего по концессионному договору до 2038 года планируется вложить 15 млрд рублей.

"С 2008 по 2015 годы освоено около 250 млн долларов. Каждый год были какие-то новшества и нововведения. Сегодня здесь из ремонта — полного деповского — вышел первый тепловоз. То, чего не происходило здесь в течение последних 25 лет. Мы как РЖД заинтересованы в развитии железных дорог на территории Армении. Мы будем совместно развивать и увеличивать инвестиции на перспективу грузового и пассажирского потока", — пообещал Олег Белозеров, президент ОАО "РЖД".

Переходим к общественному транспорту. Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал указ, по которому в список минимальных услуг, которые должны будут предоставляться на автозаправках, войдут зарядки для электромобилей. Эксперты тут же предположили, что это даст серьезный толчок развитию электротранспорта в нашей стране. Насколько обоснованы их ожидания – разбирался Алексей Калякин.

У машины плавный ход, и до 100 километров железный конь разгоняется всего за 4 секунды. Вот только в неподходящий момент может разрядиться. И поездка закончится. Полного заряда такого электромобиля хватает примерно на 400 километров. А значит, без дополнительной зарядки добраться, например, из Москвы до Питера на такой машине нереально.

Автомобиль весит две с половиной тонны, из которых тонна – это масса батареи. Она состоит из 8 тысяч маленьких аккумуляторов. И расположена внизу, по всей длине машины. Поэтому под капотом здесь – не привычное всем железо, а второй багажник.

Несмотря на очевидные удобства, автолюбители с настороженностью относятся к электромобилям. Помимо цены – а даже авто с пробегом стоит не менее 2 миллионов рублей – останавливает отсутствие инфраструктуры. Сейчас по дорогам страны перемещаются всего лишь полторы тысячи машин такого типа. И для них действуют около 50 станций подзарядки.

"Директивно можно поставить задачу оборудовать все. Но зачем? Если бы было по-другому, по рыночному. То есть, у нас бегали бы электромобили, а им не было бы, где заправляться, то есть, востребована бы была услуга, тогда не нужно было бы никаких устанавливающих документов, сами предприниматели, кто чует, что на это есть спрос, они сами бы это сделали", — считает Григорий Сергиенко, исполнительный директор Российского топливного союза.

По экспертным оценкам, к 2018 году в стране появится около 1000 зарядок для электрокаров. Проблем с установкой такого оборудования специалисты не видят. И говорят: даже могут и удвоить этот объем. Если потребуется.

"У нас есть технические решения, и даже дополнительно мы можем говорить об установке до 50-ти зарядок в месяц. То, что рынок будет требовать, мы готовы удовлетворять в очень быстрое время", — отмечает Роман Мерников, первый заместитель генерального директора по технической политике энергетической компании.

Развитие инфраструктуры для зарядки таких автомобилей в России будет только набирать обороты. На первых этапах зарядить машину можно будет бесплатно. Кстати, для электромобилей уже есть и другие привилегии: нулевые ставки на таможенные пошлины и бесплатная парковка в центре Москвы. Кроме того, дополнительно власти готовы даже пустить электрокары на "выделенку" и освободить их владельцев от транспортного налога.