Птички-амадины выбирают партнёров по поведенческой совместимости

Зебровые амадины действительно выбирают партнёров по "любви"

Зебровые амадины действительно выбирают партнёров по "любви"
(фото Wolfgang Forstmeier).

Зоологи изучили брачное поведение зебровых амадин и пришли к выводу, что этим птицам гораздо важнее, совместимы ли они по поведению со своими потенциальными партнёрами, чем то, насколько привлекательная у них внешность. Выбор партнёра, к тому же, оказался крайне важен для выживания птенцов.

Когда животному необходимо найти себе партнёра для спаривания, оно чаще всего обращает внимание сначала на внешний вид. Именно по наружности можно определить, насколько сильна и здорова особь и какие гены она сможет передать потомству.

Люди же гордятся тем, что они не обращают особенного внимания на внешность партнёра, а вместо этого оценивают его "душевные" качества. Тем не менее, исследования показывают, что для человека наружность партнёра не менее важна, чем, к примеру, для льва.

А вот птички вида зебровые амадины (Taeniopygia guttata) действительно более склонны оценивать потенциального "супруга" по его поведению, а не по внешности. И создавать брачные пары только "по любви".

К такому выводу пришла команда зоологов из Института орнитологии общества Макса Планка в Германии. Учёные провели эксперимент и описали его результаты в статье, опубликованной в журнале PLOS Biology.

До сих пор орнитологи не могли понять, что движет самками зебровых амадин, когда те выбирают себе партнёра для спаривания. Наблюдения за птицами в их естественной среде показали, что тогда как самки других видов стремятся вступить в половую связь с самцом, обладающим самым ярким оперением, для T. guttata внешность, казалось, не играет никакой роли.

Недавно учёные предположили, что вкусами самок амадин может двигать желание найти совместимого с ними партнёра. Зоологи задумались над тем, какого же рода должна быть эта совместимость, чтобы птицы оказались удовлетворены своим выбором.

Чтобы найти ответ на все эти вопросы, ведущий автор нового исследования Малика Иле (Malika Ihle) и её коллеги решили провести эксперимент. Учёные разделили 160 зебровых амадин на четыре группы, в каждой из которых было по 20 самок и 20 самцов. После того, как птицы выбрали себе партнёров, учёные оставили лишь часть парочек в покое. Остальных же разлучили и предоставили другим партнёрам для спаривания в случайном порядке.

"Вероятно, разлучённые со своими партнёрами самки решили, что их избранники умерли и лишь потому позволили другим самцам себя оплодотворить", — рассказывает доктор Иле о ходе драматичного эксперимента.

Оказалось, что в гнёздах партнёров по договорному браку было в среднем втрое больше неоплодотворённых яиц, чем в гнёздах любовных пар. Более того, самцы, живущие с "нелюбимыми" самками, оказались плохими родителями: они посещали птенцов гораздо реже, чем счастливые отцы в свободных парах. В целом, в договорных брачных парах выживало на треть меньше птенцов, чем у птиц, которые выбрали друг друга сами.

Затем исследователи решили выяснить, что двигало самками при выборе их партнёров. Учёные сначала предположили, что они искали для себя наиболее генетически совместимых самцов, чтобы увеличить шанс выживаемости эмбрионов. Однако сравнение темпов смертности у обоих видов брачных пар показало, что разницы нет. А значит, генетическая совместимость не является целью самок T. guttata.

Единственный возможный вариант — это поиск партнёра, совместимого по поведению. Дело в том, что одинаковый уровень активности и похожие поведенческие привычки — например, склонность к постоянному исследованию местности — обеспечивают качественный совместный уход родителями за птенцами. Поэтому в данном случае противоположности не притягиваются.