Смещение Асада как идея фикс. Реплика Георгия Бовта

Смещение сирийского президента Асада превратилось в навязчивую идею администрации Обамы. Уроки Ливии, Афганистана и Ирака впрок не пошли. В Европе все громче раздаются голоса за то, чтобы Асад стал частью коалиции в борьбе против террористов в лице так называемого ИГИЛ.

Смещение сирийского президента Асада превратилось в навязчивую идею администрации Обамы. Уроки Ливии, Афганистана и Ирака, где тоже сначала смещали, и до сих пор смотрят на руины прежде стабильных государств, впрок не пошли. При том, что в Европе все громче раздаются голоса за то, чтобы Асад стал частью коалиции в борьбе против террористов в лице так называемого ИГИЛ.

Однако Белый дом чуть не каждый день заявляет о беспокоящем его "российском военном присутствии в Сирии". Наша военно-техническая помощь Дамаску объявлена "дестабилизирующим фактором". Еще немного – и Москва будет выставлена главной виновницей обрушившегося на Европу потока беженцев. Абсурд?! Но не только: рассуждения, идущие вразрез с политической логикой, по сути, потакают терроризму в регионе.

Как ни удивительно, международная коалиция из 60 государств, созданная для борьбы с ИГИЛ, и наносящая удары по позициям боевиков уже несколько месяцев, не добилась результатов. Напротив, исламисты всех мастей теснят сирийскую армию. Американцы твердят, что на фоне радикалов-террористов из ИГИЛ, Джабхат-ан-Нуср (запрещена в РФ)ы, Ахрар аль-Шам и остатков Аль-Каид (запрещена в РФ)ы, сражающихся против Асада, в Сирии есть некая "белая и пушистая" умеренная оппозиция. Имеется ввиду "Сирийская свободная армия" (ССА).

Года три назад она, состоявшая в основном из светских оппозиционеров и дезертировавших из сирийской армии суннитов, действительно была сильна. На Западе считали, что она вот-вот свергнет Асада, что позволило тогда отмахнуться от посреднических усилий России по поиску компромисса в рамках общенационального диалога в формате "Женева-2". О чем недавно поведал британской газете "Гардиан" участник переговоров, бывший финский премьер Матти Ахтиссари.

Три года назад потери в гражданской войне составляли 7,5 тысячи человек. Сегодня – четверть миллиона. 11 из 23 миллионов сирийских граждан покинули свои дома, более 4 миллионов стали беженцами за границей. И сегодня мы уже видим телевизионные кадры, как тысячи их, штурмом берут границы европейских стран. А Турция, похоже, сознательно выдавливает сирийских беженцев, которых на ее территории находится порядка 2 миллионов.

Сегодня миф об имидже Сирийской Свободной Армии как "демократической оппозиции" на Западе уже развеялся. Даже США не решились передать ССА современное и тяжелое вооружение, не без оснований опасаясь, что оно попадет к ИГИЛ, как это уже произошло в Ираке. Часть группировки Свободной армии Сирии, ужаснувшись варварству террористов, вернулась к Асаду, как единственному защитнику цивилизации в стране, а часть — влилась в ряды другой радикальной группировки – Джабхат-ан-Нусра, где платят ежемесячное жалование в несколько сотен долларов.

Теперь кто-то пытается представить уже Джабхат-ан-Нусру, пользующуюся мощной поддержкой исламистских структур Ливии и суннитских монархий Персидского залива, как нового кандидата на "умеренную оппозицию". Этим мечтателям стоит напомнить, что это формирование в свое время отпочковалось от Аль-Каиды, и "умеренность" там можно найти лишь при очень большом воображении.

И, тем не менее, пытаясь реанимировать Сирийскую Свободную Армию, конгресс США выделил 500 миллионов долларов на военную подготовку так называемых "умеренных оппозиционеров", чтобы за год создать армию в 5 тысяч бойцов. Программа предусматривает отправку в Иорданию до 400 инструкторов для тренировок бойцов на базах США.

Эти боевики ССА должны свергнуть Асада и захватить контроль над Дамаском. Базой Сирийской свободной Армии может стать и север страны, в отношении которого Америка поддерживает идею турецкого президента Эрдогана о создании "зоны, свободной от террористов".

Регион этот, называемый еще "Западным Курдистаном", в значительной мере населен курдами и контролируется их формированиями пешмерга. Турки, вступая недавно в коалицию против ИГИЛ, прежде всего не хотят допустить территориальной смычки сирийских курдов с иракскими. Поэтому турецкая авиация наносит удары не столько по ИГИЛ, сколько по курдам, которые теперь уверены в том, что Америка их предала. И это при том, что пешмерга – одна из самых боеспособных сил, воюющих против ИГИЛ. Башар Асад, как он подчеркнул в недавнем интервью российским СМИ, готов к диалогу с сирийскими курдами и другими силами, ради совместной борьбы с ИГИЛ.

Судя по утечкам в СМИ из Пентагона, программа военной подготовки "умеренных оппозиционеров" провалилась. Выделенные на эти цели 500 миллионов долларов пока, по большей части, не освоены. Известна лишь одна попытка использовать этих бойцов в деле: летом с полсотни их отправились в Сирию, где тотчас были разбиты местными аль-каидовцами. До плановых 5 тысяч вообще далеко: в Иордании проходят подготовку лишь около 200 бойцов будущей ССА. Примерно столько граждан США, по данным ФБР, воюет в 30-тысячном ИГИЛ.

Пока результат всех этих политических игр вокруг идеи смещения президента Сирии Башара Асада любыми способами, лишь один. Усиление террористов, и все более реальная перспектива раскола Сирии по религиозно-национальному признаку и прекращение существования как государства. После чего исламисты двинутся дальше… А в западных СМИ появятся комментарии, как права была Москва в оценке ситуации в Сирии.