Тема:

Крушение Boeing-777 под Донецком 2 месяца назад

Странная избирательность следствия: Голландия хочет уничтожить фрагменты сбитого "Боинга"

Генпрокуратура Донецкой народной республики попросила голландских коллег забрать, наконец, обломки "Боинга", который потерпел крушение в Донбассе в июле 2014 года. За все прошедшее после трагедии время расследующая ее Международная комиссия не озаботилась тем, чтобы собрать детали самолета.

Генпрокуратура Донецкой народной республики попросила голландских коллег забрать, наконец, обломки малайзийского "Боинга", который потерпел крушение в Донбассе в июле 2014 года. За все прошедшее после трагедии время расследующая ее Международная комиссия не только не озаботилась тем, чтобы собрать все детали самолета, но ко многим из них вообще не проявила интереса.

С момента той страшной трагедии прошло ровно 14 месяцев. Но на этой огромной территории по долине реки Миус местные жители продолжают находить обломки малайзийского "Боинга". Это место считается эпицентром катастрофы, потому что здесь упали самые крупные фрагменты лайнера. И земля здесь буквально напичкана металлом. Например, на одном из пригорков — сразу несколько фрагментов. Это оплавленная обшивка — куски дюраля, рядом — судя по всему, элементы силового набора крыла или фюзеляжа, трубка какой-то гидравлической системы, несколько заклепок. Голландские следователи собирать это почему-то не стали.

Это то, что нашли только на одном квадратном метре. По характеру повреждений, по линиям разрыва металла и по характеру плавления эксперты-материаловеды могут установить силу и направление воздействия на конструкцию самолета и даже температуру горения обломков в момент крушения. В авиации мелочей не бывает: все имеет значение. Но западные эксперты не обратили внимания даже на гораздо более крупные элементы конструкции, которые были найдены местными жителями в районе падения только за последние несколько месяцев. Это более пятисот фрагментов.

Группа международных экспертов официально сбор обломков завершила еще в мае 2015 года. Но потом, в течение всего лета, еще кто-то уже тайно пытался собирать фрагменты. Жители Петропавловки, Рассыпного и Грабова видели в полях и в лесопосадках подозрительных людей. На сотовые и домашние телефоны им звонили неизвестные, интересовались и предлагали сдать найденные обломки. Звонившие представлялись по-разному, в том числе представителями международных организаций.

"Официальные эксперты работали давно. В последнее время их-то не было. Но все равно интересовались многие, есть ли еще обломки, где есть и кто что видел, — рассказывает глава администрации поселка Петропавловка Шахтерского района Наталья Волошина. — Сложно понять по телефону, кто звонит. Иногда официальными представителями каких-то СМИ представляются, международных или российских. В сентябре прошлого года у нас еще шли активные боевые действия. Один из них представлялся австралийским журналистом: деньги не предлагал, но он активно работал в селе, вокруг села. Снимал эти части и даже собирал какие-то вещи пассажиров".

Генеральная прокуратура ДНР снова пытается обратить внимание Совместной следственной группы под руководством Голландии на необходимость проведения более тщательного расследования. Донецк направляет генеральному прокурору Нидерландов официальное письмо и выражает готовность официально передать собранные фрагменты. Как можно скорее, так как появилась реальная угроза, что к делу могут быть приобщены материалы, не имеющие на самом деле никакого отношения к катастрофе "Боинга". А настоящие вещественные доказательства могут быть намеренно уничтожены.

"От местных жителей Шахтерского района поступала информация о том, что некие лица, представляющиеся представителями ОБСЕ, предпринимают попытки выйти на контакт с ними, получить эти фрагменты, обломки от "Боинга". В том числе предлагали и какое-то материальное вознаграждение. Этих лиц мы не установили, кто это такие, действительно ли они являются представителями ОБСЕ. Но с целью предотвращения несанкционированного вывоза этих обломков, которые являются вещественными доказательствами и могут установить истину по данному делу, а также установить истинную причину авиакатастрофы, нами было принято решение о проведении выемки данных фрагментов", — пояснил начальник следственного управления Генеральной прокуратуры ДНР Роман Белоус.

Расследование катастрофы борта MH-17 с самого начала ведется подозрительно неспешно. Правила Международной организации гражданской авиации (ИКАО) требуют после фиксации произошедшего как можно скорее вывезти обломки с места катастрофы для последующей полной выкладки их в ангаре в реальном масштабе. Вместо этого украинские войска несколько недель бьют по месту крушения из всех видов орудий, а голландцы, ссылаясь на "небезопасную обстановку", затягивают проведение экспертизы. Хотя миссии ОБСЕ, например, это не помешало довольно оперативно вывезти тела погибших.

Власти ДНР с самого начала призывали Амстердам и Куала-Лумпур организовать сбор и вывоз обломков. Но Совет по безопасности Нидерландов отреагировал только 6 ноября, то есть через три с половиной месяца! Да и то, собрав первую партию, самых крупных фрагментов, голландцы заявили, что остальные части самолета интереса для расследования не представляют и предложили их утилизировать, то есть — уничтожить.

До сих пор неизвестно, проводилась ли одна из самых важных экспертиз — металловедческая, делалась ли полная выкладка фрагментов лайнера. А может быть они с этим тянут, потому что тогда сразу станет понятно, кто и как сбивал "Боинг"?

Буквально на днях голландцы через прессу заявили о намерении приехать на место крушения и забрать какие-то фрагменты. Что за фрагменты и от какого самолета — непонятно.

"Для объективности должно быть гласное расследование. Я считаю, официально должны как-то к нам обращаться. За все это время официально представители Королевства Нидерландов к нам не обращались. Генеральной прокуратурой подготовлено письмо на генерального прокурора Королевства Нидерландов господина Вестербеке, где мы указываем данные факты и просим принять во внимание нашу информацию. Мы открыты для сотрудничества. Гарантируем полную безопасность и наше содействие", – заявил начальник Следственного управления Генеральной прокуратуры ДНР Роман Белоус.

Но будет ли ответ? За все эти 14 месяцев представители Совместной следственной группы под руководством Голландии с официальными представителями ДНР толком так и не сотрудничали, не собрали весь массив вещественных доказательств. А ведь это — одно из главных условий тщательного и полноценного расследования.

Пока же все выглядит так, как будто Украина и Запад, в лице голландской Фемиды, не расследуют причины катастрофы, а стремятся подогнать собранные ими довольно сомнительные материалы под доказательство против уже давно назначенных виновных.