Оставьте в покое Первое сентября. Реплика Андрея Норкина


Russian Look

Раньше я думал, что самые умные люди в нашей стране работают в системе Министерства образования. Они настолько глубоко разбираются в организации процессов обучения школьников, что каждый год выдают на гора все новые и все более смелые предложения по реформированию этой сферы.

Раньше я думал, что самые умные люди в нашей стране работают в системе Министерства образования. Они настолько глубоко разбираются в организации процессов обучения школьников, что каждый год выдают на гора все новые и все более смелые предложения по реформированию этой сферы.

Теперь я вынужден признать: настоящее "горе от ума" несут нам и нашим детям вовсе не чиновники Минобрнауки, а лоббисты и функционеры, представляющие транспорт и туризм.

В течение двух месяцев правительство будет обсуждать инициативу, озвученную помощником президента Игорем Левитиным. Бывший министр транспорта предложил перенести начало учебного года с 1 сентября на 15, чтобы дать возможность мальчишкам и девчонкам, а также их родителям насладиться отпуском на море, разгрузить авиатрассы и железные дороги, а заодно и придать толчок развитию туризма в нашей стране. В крайнем случае, право сдвигать начало учебного года предлагается оставить за регионами.

Сейчас у нас конец сентября, в Москве температура воздуха – выше 20 градусов, радоваться отпуску можно, никуда не выезжая. Но такое бабье лето жители европейской части России видят далеко не каждый год. В этой связи кажется логичным пойти дальше и предоставить нашим гражданам дополнительные гарантии семейного отдыха. Давайте сдвинем первый звонок на октябрь! А представляете, насколько легче вздохнут наши транспортники, если зимний отпускной период начинать в середине декабря, а заканчивать – только в конце января? Никаких пробок на вокзалах и в аэропортах не будет! Я уж не говорю, как благотворно скажется на развитии отечественной туриндустрии старт летних школьных каникул в мае! И главное – сами учащиеся будут бесконечно рады… Чего я не могу сказать об их родителях.

Поверьте, я знаю, что говорю. Моему старшему сыну – 29, младшему в пятницу исполнится 11, я уже двадцать лет непрерывно нахожусь в процессе школьного образования, который с каждым годом становится все кошмарнее.

Бесконечные взаимоисключающие реформы, изменения учебной программы, введение новых экзаменационных правил привели к тому, что школа бесповоротно утратила свою воспитательную функцию и уже едва справляется с задачей образовательной. Из второго дома, второй семьи для маленького человека школа превратилась в ярмарку тщеславия, штампующий тест-опросы конвейер, не дающий ничего ни уму, ни сердцу. Вы помните, как выглядели канцелярские счеты, инструмент, призванный сделать более простым и быстрым выполнение арифметических действий? Чтобы понять, сколько костяшек нужно было передвинуть с места на место и где именно – требовались хотя бы незначительные умственные усилия. Теперь этого не нужно, все может сделать калькулятор.

В который уже раз я говорю: научно-технический прогресс – замечательная штука. Но нельзя же все доводить до абсурда! Из школы сейчас выходят дети, которые не читают. Потому что им привили не любовь к чтению, а отвращение к нему. Выходят дети, которые не хотят считать. Потому что решение любой задачки из учебника можно найти в Интернете. Выходят дети, которые не умеют писать. Потому что культура письменной речи погибла под суррогатной письменностью смс и публикаций в социальных сетях. Кого и как мы учим?

Наша школа, увы, стремительно убегает в параллельный мир. Мы с вами уже живем в таком мире. В нем цифры вытеснили предметы. В нем производится все меньше реального, осязаемого. В нем правят бал финансы и технологии, существующие где-то в подсознании, в облачных сервисах. Но рано или поздно эта погоня за виртуальными удобствами выйдет нам всем боком. И не потому, что "электричество кончится" и все наши гаджеты превратятся в бесполезные коробочки. А потому что лет через десять Молох дождется своих жертв.

Потому что лет через десять никакой самый талантливый трендсеттер не поставит вам верный диагноз, если вы заболеете. Никакой самый рукастый комьюнити-менеджер не перекроет трубу с горячей водой, если вы сорвете водопроводный кран. Никакой самый оборотистый онлайн-рекрутер не вырастит для вас урожай, когда вы проголодаетесь. Еще и потому, что никакой самый остроумный блогер не починит сломавшийся комбайн. И самое главное – никакой, даже самый высокопрофессиональный трендвотчер никого не сможет научить, как все это делать!

Поэтому я обращаюсь к уважаемым чиновникам, федеральным министрам и региональным руководителям: пожалуйста, оставьте в покое Первое сентября! У школы и так хватает проблем. Но если вам все-таки очень хочется заняться ее реформой, то, может быть, для начала – строить больше школ и детских садов? Может быть, заняться, наконец, восстановлением системы внешкольного образования? Может быть, реально озаботиться вопросом повышения престижа профессии школьного учителя? И желательно, чтобы все эти вопросы решались при непосредственном участии именно педагогов, а не консультантов по транспорту и туристических агентов.

А Первое сентября пусть остается прежним – единым днем для всей огромной страны, для всех ее регионов, для всех народов, ее населяющих. Днем, когда маленький человек, держась за руку своего старшего брата, робко совершает первый шаг во взрослую жизнь. В реальную жизнь.