"Вежливых людей" научили досматривать корабли

19 сентября стартовал совместный проект Минобороны РФ, радио "Маяк" и сайта Вести.Ru — "Вежливые люди. Бархатный сезон". Из нескольких тысяч претендентов было отобрано 12 человек. Им предстоит на неделю стать морскими пехотинцами Черноморского флота.

19 сентября стартовал совместный проект Минобороны РФ, радио "Маяк" и сайта Вести.Ru — "Вежливые люди. Бархатный сезон". Из нескольких тысяч претендентов было отобрано 12 человек. Им предстоит на неделю стать морскими пехотинцами Черноморского флота. Вместе с ними отправился обозреватель Вестей.Ru Евгений Салтыков.

Заметка четвертая: Боевая работа на БПК "Керчь"

Снова утро и снова "Рота подьем!" вместо вкрадчивого будильника. Зарядка, уборка, завтрак. Когда вернулись из столовой, нас уже ждали заботливо сложенные комплекты экипировки: автомат АКС-74У, бронежилет, кевларовый шлем из комплекта "Ратник" и разгрузка. В этом многокилограммовом костюмчике нам предстояло провести весь день. Основной учебно-боевой задачей второго дня была отработка действий досмотровой команды. Учебной площадкой стал большой противолодочный корабль "Керчь". Погода в Крыму до сих пор стоит теплая и солнечная, днем около +30. Это радует отдыхающих, которых в бархатный сезон еще довольно много. Но это совсем не радует нас, стоящих на железной палубе корабля в полной экипировке.

Боевой капитан морской пехоты построил нас на вертолетной площадке, чтобы рассказать, как действует отделение морской пехоты при досмотре судна. Но сначала на расстеленном брезенте показали матчасть. Кроме экипировки, при отправлении морпехов на досмотр они дополнительно снаряжаются наручниками, резиновыми дубинками, тактическими перчатками и очками и даже здоровыми кусачками, чтобы при необходимости можно было отомкнуть запертую снаружи дверь, если команда остановленного на досмотр судна не желает это делать добровольно. А если они везут что-то непотребное? Морпехи найдут!

Начинается все с того, что на судно высылается группа охранения. Ее главная задача – взять судно под охрану, построить экипаж и досмотреть его. После того, как первичные действия проведены, высылается группа досмотра. Действует она четко и слаженно. Передвигаться надо, держа оружие в боевом положении, и быть всегда готовым открыть огонь. Две боевые тройки идут по правому и левому борту боевым шагом – боком и на полусогнутых, чтобы сократить площадь поражения своего тела в случае возникновения боевой ситуации. Подходя к двери, один заходит за дверь и приоткрывает ее на короткое время, второй заглядывает туда, чтобы посмотреть, нет ли там кого опасного. Если при первичном осмотре таких не оказалось, группа врывается в помещение и быстро оглядывает остальные комнаты и коридоры. Каждый при этом докладывает: "Чисто! Чисто! Чисто!" Далее первый идущий дает команду: "Осмотрено!" Это сигнал для группы закончить с этим помещением, выйти на палубу и идти дальше. И так методично и технично, комната за комнатой, коридор за коридором, от кормы к носу.

Каждая из команд, служивших и не служивших, побывали в роли группы охранения и группы досмотра. И это было очень интересно, потому что ты от первого лица получаешь настоящий боевой навык. При выполнении этого упражнения в режиме соревнования наш инструктор особо отметил одну из троек группы неслуживших, а поскольку в армии принцип коллективной ответственности, то раз победили они, то победили все. Группе неслуживших тоже была поставлена оценка "хорошо", и это стало причиной дополнительного круга (как у биатлонистов) по пристани в полной выкладке на жаре, за что хочется передать отдельный привет дорогим нашему сердцу сержантам.

В качестве дополнительных внезачетных упражнений мы спускались и поднимались с борта корабля в шлюпку по шторм-трапу. Если точнее: это веревочная лестница, только ступени деревянные. Тоже нелегко, потому что, если действовать неправильно, трап сильно раскачивается.

Ну а заключительным этапом нашего дня было посещение тренажерного комплекса для подготовки штурманов и лоцманов. Это очень крутая штука. Зал имитирует ходовую рубку корабля: главный пост управления судном. Там стоят приборы для прокладки маршрута, эхолоты, радары и, конечно, штурвал. А перед ними полусферой огромный экран, на котором, как в кинотеатре, транслируется картинка, которую видит капитан со своего места. Можно поставить шторм, можно бурю, и действия у рулевого и штурмана должны быть соответствующими. Также есть возможность поставить программу со всеми проливами и тренировать прохождение через них, не сжигая моторесурс двигателей настоящего судна.

Забегая вперед, скажу, что это был один из самых "ненапряжных" дней. Здесь не говорят, что ждет нас завтра. Но есть принцип: нагрузки каждый день нарастают примерно на четверть. В общем, среда была жесткой. Но это уже другая история.

Продолжение следует.

Заметка третья: начало службы

Заметка вторая: дорога в Севастополь

Заметка первая: отбор участников