Обмен шпионами: Кохвер и Дрессен простились, как старые друзья

Похожий на сцену из кинофильма "Мертвый сезон", но настоящий обмен на российско-эстонской границе. В сторону Таллина передали схваченного с поличным на Псковщине и осужденного за шпионаж эстонца Эстона Кохвера.

Похожий на сцену из кинофильма "Мертвый сезон", но настоящий обмен на российско-эстонской границе. В сторону Таллина передали схваченного с поличным на Псковщине и осужденного за шпионаж эстонца Эстона Кохвера. На нашей территории ждали человека с фамилией, наверное, не очень привычной для русского уха – Дрессен — но теперь эта фамилия точно войдет в анналы работы отечественных спецслужб.

Как очень скромный, но совершенно героический человек Алексей Дрессен проник в святая святых западных спецслужб и снабжал центр ценнейшей информацией?

Российско-эстонская граница. Пропускной пункт Куничина Гора. До прибытия кортежей — несколько минут. За шлагбаумом начинается нейтральная территория. Последние тридцать метров пути Алексей Дрессен и Эстон Кохвер пройдут пешком. Операция может сорваться в любой момент. На случай непредвиденных ситуаций усилены меры безопасности.

Черные седаны с российской стороны, микроавтобус — с эстонской. Машины блокируют мост. Дрессен и Кохвер — в автомобилях. На переговоры выходят представители каждой из сторон. На лицах улыбка, в руках бумаги — документы, подтверждающие решение об обмене. Рукой проводят условную границу, где будут встречаться.

Еще пара минут – и Кохвер достает из автобуса две огромные сумки — у него с собой все личные вещи. У Дрессена — ничего. Их даже не держат за руки. До центра так и не дошли — остановились чуть ближе к российской стороне. Когда Алексей встречает коллегу, тот даже не успевает пожать ему руку — бросается обнимать.

Когда каждый уже почти на своей стороне, эстонец, улыбаясь, на прощание кивает Дрессену. Алексей в ответ поднимает кулак. У него самого лицо "оттаивает" еще только метров через пять. "Ощущения очень радостные, — признается Дрессен. — В момент, когда встретились на мосту, появилось полное ощущение — до этого длилось какое-то время и напряжение — что наступило полное освобождение. Произошло это в момент перехода".

Последние несколько лет перед видеокамерой он появлялся разве что на допросах. Его держали в Тартуской тюрьме на востоке Эстонии. Дрессен попал туда после того, как в 2012-м его задержали в аэропорту Таллина. Он провожал жену Викторию в Москву. На выходе из аэропорта Алексей ничего не подозревал. На него набросились агенты в штатском.

На закрытом суде Дрессену вынесли самый суровый приговор за всю историю Эстонии – за госизмену. 16 лет лишения свободы. Дабы избежать заголовков "Российский агент 20 лет водил за нос эстонские спецслужбы", местной прессе о деятельности Дрессена не рассказывали.

В полицию безопасности Эстонии — КаПо — аналог нашего ФСБ — Дрессен устроился в 1993-м. Через пять лет стал руководителем одного из отделов. В итоге добился того, что получил доступ к бумагам, которые могли читать в Эстонии всего 4-5 человек, включая президента. Годами Дрессен передавал в Москву информацию о том, как натовская разведка готовит операции против России с территории Эстонии.

Секретные документы американского ЦРУ и британской разведки MI6, раскрытые Дрессеном, помогли нашим спецслужбам раскрыть агентурную сеть сразу в нескольких регионах России. Информацию в Москву передавала жена Дрессена, за что получила условный срок. В Россию вырвалась только после того, как Алексей согласился подписать признание вины.

"Конечно, я надеялась на помощь, знала, что русские своих не бросают После вынесения обвинительного приговора я наконец смогла выехать в Россию к родственникам. Они меня ждали и очень волновались. Со мной встретились представители российской контрразведки и обещали всячески способствовать тому, чтобы мой муж вышел гораздо раньше срока", — рассказала Виктория Дрессен.

Обмен Дрессена начали готовить после того, как российский суд приговорил эстонского шпиона Эстона Кохвера к 15 годам заключения. Он собирал секретную информацию о сотрудниках ФСБ на территории Псковской области. Реагируя на задержание, официальный Таллин тогда не пренебрегал ни пустыми обвинениями, ни ложными доводами.

"Он занимался специальными задачами, а именно пресечением контрабанды", — заявил адвокат Кохвера Николай Полозов.

Чем на самом деле занимался эстонский агент, хорошо понятно из видеоматериалов, записанных на скрытую камеру, которая висит на самом Кохвере. Позже наши службы изъяли запись. В руках у Кохвера – блокнот. Он переписывает фамилии сотрудников спецслужб. О том, что за ним в тот момент следили, Кохвер даже не подозревал. Спецназ, зная о готовящейся встрече, устроил засаду. Кохвер пытался сбежать.

Запад долгое время использовал "дело Кохвера" как инструмент политического давления на Россию. Евросоюз и США высказывались регулярно. От Москвы требовали освободить шпиона, от Таллина при этом — ничего. Впрочем, благодаря сотрудникам российских спецслужб договориться удалось без посторонних. Дома и Дрессен, и Кохвер окажутся уже 26 сентября.

Как заявил ТАСС один из сотрудников российских спецслужб, "благодаря Алексею Дрессену были разоблачены агенты ряда иностранных разведок, действующих в России, пресечены попытки вербовки западными спецслужбами агентов из числа высокопоставленных российских чиновников, стали известны истинные заказчики многочисленных антироссийских акций в странах Балтии". И вроде бы времена сменились (нет больше идеологического противостояния социализма и капитализма), а правила игры между Востоком и Западом остались, потому что национальные интересы никто не отменял.