Запрет на транзит российских самолетов добьет украинскую экономику

Киев запретил российским самолетам летать на Украину. Запрет начнет действовать с 25 октября. Речь идет об авиакомпаниях, которые украинские власти 16 сентября внесли в санкционный список. Среди них "Аэрофлот", "Трансаэро", S-7.

Киев запретил российским самолетам летать на Украину. Запрет начнет действовать с 25 октября. Речь идет об авиакомпаниях, которые украинские власти 16 сентября внесли в санкционный список. Среди них "Аэрофлот", "Трансаэро", S-7. По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, прекращение авиасообщения между Россией и Украиной — "очередной акт безумия со стороны Киева".

Российские компании совершают в украинские города несколько десятков рейсов в неделю. Пассажиры — в основном граждане Украины. К тому же из-за ухода российских перевозчиков украинские аэропорты ожидают серьезные убытки.

Стерильная зона аэропорта Шереметьево. К вылету в Киев готовится Sukhoi Superjet авиакомпании "Аэрофлот". Полная загрузка самолета — на борту 80 пассажиров. На посадку выстраивается внушительная очередь. У большинства — паспорта граждан Украины. В решение правительства Яценюка они до конца словно не верят.

В эфире украинских телеканалов обычным людям слова не дают. Бесконечная череда так называемых политологов, экспертов и надпись на экране: "Украина перешла в санкционную атаку на державу-агрессора".

Со своей дочерью и девятимесячной внучкой бабушка и дедушка, живущие в России, прощаются в Шереметьево, не зная, когда теперь увидятся снова. Проблемы людей киевских чиновников откровенно не волнуют.

Глава украинской Государственной регуляторной службы Ксения Ляпина расхохоталась в ответе на вопрос, через какие страны украинским гражданам добираться до своих родных, друзей и коллег в России, если полеты прекратятся.

"Может, до Белоруссии, может, до Казахстана, может, еще до кого, я не знаю", — сказала она.

Разобраться, что именно и с какого момента запрещает Яценюк, сначала не в силах даже его подчиненные. Ведь еще несколько дней назад заявлялось, что полетов на Украину и из нее санкции не коснутся. Теперь вдруг звучит, что "Аэрофлоту" и "Трансаэро" нужно полностью запретить летать в страну, а решения следует исполнить безотлагательно.

Безотлагательно — это, как позднее пояснили киевские чиновники, с 25 октября и касается всех авиакомпаний из санкционного списка, а в нем еще и S7. Таким образом, поясняют в Минтрансе России, Украина грубо нарушит межправительственное соглашение двух стран об авиаперевозках, а значит, последует и ответ.

"Игнорировать точно не будем, наш ответ будет абсолютно адекватным, носить зеркальный характер. Мы запретим к полетам такое же количество авиакомпаний, как это будет сделано с украинской стороны", — заявил министр транспорта РФ Максим Соколов.

Основной перевозчик с украинской стороны — "Международные авиалинии Украины". 20 раз в неделю он летает из Киева в Москву, 14 раз — в Санкт-Петербург, еще есть рейсы в Калининград. На онлайн-табло аэропортов можно увидеть сообщения об отмене рейсов, но эти отмены давно запланированы. В основным, рейсы — по расписанию.

"Мы будем готовить обращение к правительству Украины и разъясним, к каким это может привести последствиям. Ожидания у нас самые пессимистичные. Понятно, что мы ожидаем предсказуемых, абсолютно логичных зеркальных мер со стороны Российской Федерации. Понятно, что "Международные авиалинии Украины" как крупнейшая авиакомпания — в зоне самого острого риска", — подчеркнула пресс-секретарь авиакомпании "Международные авиалинии Украины" Евгения Сацкая.

Об убытках в десятки миллионов долларов заявляют в украинских аэропортах — российские авиакомпании приносят им львиную долю прибыли. Только "Аэрофлот" 35 раз в неделю летает в Киев и обратно, 21 раз — в Одессу и 14 — в Харьков. У "Трансаэро" — 23 рейса в неделю в Киев. 70% пассажиров — граждане Украины. Они летят в Россию не только на заработки, к родным и друзьям, но и для пересадки на другие рейсы, ведь московский авиаузел — один из крупнейших в Европе.

"Прекращение авиасообщения между Россией и Украиной было бы очередным актом безумия, но, к сожалению, основываясь на опыте последних 20 месяцев, мы не можем отрицать это безумие и отрицать гипотетическую возможность", — отметил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Голоса против инициатив Яценюка звучат и среди украинских чиновников. Советник Саакашвили Александр Боровик напомнил, что украинской экономике сейчас не до таких решений. "Наша экономика такая слабая сейчас, что нам нужно быть максимально прагматичными и делать только то, что нам выгодно", — отметил он. Наиболее болезненно это ударит по украинским гражданам.

Никаких официальных документов при этом ни одна российская авиакомпания от украинских авиационных властей не получала. В Киеве обсуждают, что громкие заявления прозвучали именно сейчас только для того, чтобы Порошенко чувствовал себя более уверенно на Генассамблее ООН и во время встречи "нормандской четверки" в Париже, а то получается, что Европа давно ввела санкции против России из-за Украины, а Украина за полтора года не предприняла ничего.

Такую версию подтверждает и объявленный сейчас запрет на транзит российских самолетов, а они и так еще с прошлого лета не летают над Украиной. Да и решать вопросы авиасообщения Яценюк не уполномочен — по международному праву, это прерогатива авиационных властей страны.