Польша обиделась: Варшаве напомнили о ее геополитической эластичности

Дипломатический скандал едва не вспыхнул между Россией и Польшей. Российского посла в этой стране вызвали в МИД из-за его высказываний о предыстории Второй мировой войны и роли Варшавы в этой предыстории. Обошлось без ноты протеста: посол объяснил, что его слова просто неправильно интерпретировали.

Дипломатический скандал едва не вспыхнул между Россией и Польшей. Российского посла в этой стране вызвали в МИД из-за его высказываний о предыстории Второй мировой войны и роли Варшавы в этой предыстории. Впрочем, обошлось без ноты протеста. Посол объяснил, что его слова просто неправильно интерпретировали.

Бурную реакцию польского дипведомства вызвали слова российского посла Сергея Андреева, сказанные в контексте "худшего", по его мнению, периода двусторонних отношений с 1945 года. Посол напомнил: именно польские власти в 1930-е годы неоднократно блокировали создание антигитлеровской коалиции.

"Когда речь зашла о событиях августа сентября 1939 года, среди прочего я сказал, что перед Второй мировой правительство Польши блокировало реализацию советских инициатив о создании системы коллективной безопасности. И было сказано, что такая политика привела Польшу к катастрофе. Но в передаче получилось так, что я возлагаю вину на Польшу за войну. Но я такого не говорил", — подчеркнул чрезвычайный и полномочный посол России в Польше Сергей Андреев.

В словах российского посла Варшава услышала видимо то, что очень хотела услышать.

"То, что связано с историей мы не должны забывать. Это то, что отличает человека от животного. Это наша память, наше прошлое. Но мы не должны манипулировать сознанием людей, по-новому толкуя исторические факты, события", — пояснила в свою очередь директор Департамента информации и печати МИД России Мария Захарова.

В середине 1930-х годов в Европе пахнет большой войной. Стремительная милитаризация фашисткой Германией и бросок на восток уже очевидны. Маршал Пилсудский одновременно заключает пакты о ненападении и с Францией, и с Германией, старательно балансируя между интересами больших игроков.

"Мы сидим на двух стульях, но это не может продолжаться долго. Нам только нужно знать, с какого мы упадем сначала", — констатирует польский политик.

Но реальные предпосылки остановить войну в самом зародыше еще есть. В 1934 году Советский Союз выходит с предложением Восточного пакта, проекта коллективной безопасности, куда бы вошли Финляндия, страны Прибалтики, Польша и Германия.

"Это была бы система безопасности, которая гарантировала бы границы на востоке Европы. Но Польша отказалась от этого. Что стояло за этим? Возможно, Польша старалась приобрести новую территорию за счет других государств", — предполагает научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков.

События 1938 года очень скоро подтвердили — поведение Польши не было дипломатическими колебаниями, а вполне конкретной стратегией. В октябре 1938-го происходит Мюнхенский сговор. Польша поддержала нацистскую Германию в ее претензиях на Судетскую область единой Чехословакии. И сама тоже не осталась в накладе, получив Тешинскую область. Уже спустя несколько дней польские танки вошли в Тешинскую Силезию, Ораву и Спиш. На фотографии тех лет польский кавалерист в германской каске проезжает под плакатом, где написано: "Встречайте, отныне навеки вместе".

Союзническое рукопожатие польского маршала Эдварда Рыдз-Смиглы и германского генерал-майора Богислава фон Штудница на параде "Дня независимости" в Варшаве 11 ноября 1938 года. Что и говорить, с чувством жать руку союзникам-нацистам было отчего. Польша ухватила сочный кусок чешской и словацкой земель.

Уже никто не вспоминает о предложении Советского Союза о балансе сил в Европе и помощи Чехословакии.

"Польша сорвала в значительной степени те усилия, которые предпринимались до августа 1939 года. И во многом была причиной того, почему тройственные переговоры СССР, Англии и Франции не закончились успехом. Невозможно было в СССР оказать помощь и своим союзникам, если Польша не согласилась провести советские войска через территорию Польши", — отмечает политолог, депутат Госдумы России, исполнительный директор правления фонда "Русский мир" Вячеслав Никонов.

Польша не просто отвечает отказом, но и демонстративно проводит в Волыни военные маневры, чтобы заблокировать проход Красной Армии. Когда рухнули последние попытки создать в Европе коллективную систему безопасности, Советский Союз был вынужден укреплять собственную.

"Поляки, французы, прибалтийские страны — все заключили с Германий договор о ненападении. Советский Союз был последним, кто был вынужден пойти на этот шаг, чтобы не оказаться в изоляции", — рассказывает президент Российской академии военных наук, профессор, генерал армии в отставке Махмут Гареев.

Территориальные аппетиты и вековая русофобия Польши сорвали попытки Советского Союза создать антигитлеровскую коалицию, которая, будь она все же заключена, с великой долей вероятности смогла бы предотвратить глобальный конфликт и сохранить десятки миллионов жизней. Но у ряда политиков в Польше и сегодня свое мнение о поджигателях войны и тех, кто подносил им хворост.

"Я думаю и в Польше здоровые силы уже давно устали. И хочется надеяться, что древняя нация с ее культурой найдет в себе силы выйти из этих геополитических пеленок детства и проявит себя, как зрелая историческая держава", — выражает надежду доктор исторических наук, президент Фонда исторической перспективы Наталия Нарочницкая.

Исторические грабли, как правило, работают с точностью хронометра. 77 лет назад сразу после Мюнхена Германия разорвет с Варшавой пакт о ненападении и начнет военные действие. На помощь геополитически эластичной Польше тогда никто не пришел.