Ненужная помощь: действия США в Афганистане лишь усугубили ситуацию во всем регионе


фото EPA

На стороне экстремистов на Ближнем Востоке воюют тысячи человек, завербованных ИГИЛ (запрещена в РФ)и другими группировками. Ситуация становится все более сложной: Сирия, Ирак, а теперь еще и Афганистан. Третий по величине афганский город Кундуз – под контролем исламистов из движения "Талибан" (запрещена в РФ).

На стороне экстремистов на Ближнем Востоке воюют тысячи человек, завербованных ИГИЛ (запрещена в РФ)и другими группировками. Ситуация становится все более сложной: Сирия, Ирак, а теперь еще и Афганистан. Третий по величине афганский город Кундуз — под контролем исламистов из движения "Талибан" (запрещена в РФ). В некоторых других регионах их присутствие тоже весьма масштабное. Действия Запада не только не приносят успеха. Они, скорее, усугубляют ситуацию.

В первые часы на новость о нападении талибов на провинцию Кундуз, которая считается ключевой для поддержания безопасности в стране и в регионе в целом, в американском командовании никак не отреагировали. Затем заявили, что главная цель НАТО здесь – тренировать местных военных, а не участвовать в операциях и пожелали армии страны больших успехов. Когда и это не помогло, все-таки нанесли авиаудары по талибам. Ликвидировано 160 боевиков. На земле удалось, наконец, отбить правительственные здания, но город полностью так и не вернули. Эксперты сразу же заявили, что реакция от Америки пришла слишком поздно. А в США продолжают стоять на своем.

Вот только сама афганская армия в этом не уверена, как и население страны. После того, как американцы объявили о выводе контингента, число жертв среди местных, военных и гражданских, в последнее время неуклонно растет. Как оказалось, тренировки от американских коллег неэффективны, а затраченные средства в размере 60 миллиардов долларов не в полном объеме дошли до Афганистана. Однако чужие жертвы заокеанских "защитников" волнуют мало, ведь американские солдаты теперь погибают гораздо реже. Население спокойно, а значит и Вашингтону здесь беспокоиться не о чем.

"Для Обамы Афганистан – это его проблема в отличие от Ирака. Он считал, что Ирак – это все-таки Джордж Буш, а вот Афганистан его. Он очень пытался эту проблему решать, ну и как вот многое, что он пытался делать, находится теперь в таком состоянии, в нерешенном. Барак Обама очень хочет подтвердить свою Нобелевскую премию мира", — заявил заведующий отделом Института стран СНГ, эксперт по военным вопросам Владимир Евсеев.

Однако дело здесь не только в личных амбициях Обамы. Как показала практика, стабильность здесь, в Центральной Азии, США не очень-то и выгодна.

"Американцы создают проблемы для очень многих стран региона своими действиями в Афганистане, не только постсоветской Центральной Азии, не только для России, которая связана обязательствами в ряде региональных организаций. Например, Организации договора о коллективной безопасности и Шанхайской организации сотрудничества со странами региона. Американцы создают проблемы для Китая, Ирана и Пакистана", — сказал главный редактор журнала "Проблемы национальной стратегии", востоковед Аждар Куртов.

На Ближнем Востоке, как оказалось, стабильность мало кому нужна. США и союзники наносят авиаудары по так называемому "Исламскому государству" уже год. Вот только практика показывает, что эффект значимым назвать нельзя. За год с момента первых бомбардировок боевики ИГИЛ сумели увеличить подконтрольную территорию на треть, причем не только в Ираке и Сирии. Террористы перебрались на другой континент и установили свой контроль над частью Ливии. А ведь в планах у них, ни много ни мало, захват всего мира.

"Значительная часть не воюет, кто-то и вовсе поддерживает. Не исключено, что с террористами действительно начнут воевать", — рассказал российский востоковед и экономист, президент независимого научного центра "Институт Ближнего Востока" Евгений Сатановский.

Армия так называемого "халифата" уже перевалила за 200 тысяч бойцов. Но точную численность контингента не знает никто: ряды боевиков пополняются каждый день, без преувеличений. Все благодаря многочисленным единомышленникам и сочувствующим: пропаганда в Сети, "пожертвования" долларом и оружием, помощь в контрабанде, непосредственная вербовка, что называется тет-а-тет.

Местные жители уже давно говорят о том, что ИГИЛ – не просто локальная группа боевиков, а настоящая катастрофа. Вот только в Вашингтоне их голоса, похоже, услышали только сейчас. Или просто денег не досчитались. В сентябре всплыла неприглядная правда: оказывается, Пентагон за два месяца потратил 40 миллионов на обучение бойцов из местных. Вот только в строю из них остались лишь четверо. Остальные погибли в боях с ИГИЛ. Столь мрачная статистика привела к скандалу. В итоге, в Пентагоне пришлось признать: текущая ближневосточная стратегия критики не выдерживает. Зато у Башара Асада все получается: регулярная армия Сирии вместе с ливанской "Хезболлой" и курдскими пешмерга успешно теснят врага на земле. Как результат, любопытное заявление госсекретаря Джона Керри.

"Некоторое время назад все участники нашей коалиции утверждали, что он должен уйти немедленно. Но мы кое-что пересмотрели. Теперь мы говорим, что нужна организованная, управляемая передача власти, которая исключила бы незаконное возмездие, риск потерь человеческих жизней и вакуум власти", — заявил госсекретарь США Джон Керри в эфире телеканала CNN.

Сам Башар Асад тем временем, обратился к России за помощью. Мы согласились, ведь Дамаск — наш давний партнер, да и так называемое "Исламское государство" – враг все-таки общий. Уже сейчас можно с уверенностью говорить: в рядах иностранных бойцов ИГИЛ есть и выходцы из России.

"Чем опасно "Исламское государство"? Оно опасно своими метастазами. Метастазы могут появляться достаточно далеко от реального расположения. И вот, метастазы в Центральной Азии или на Южном Кавказе появиться могут. То есть некий аналог "Исламского государства", только уже на местной почве. Вот такая проблема, действительно, угроза есть", — добавил Евсеев.

К слову, в своей "коалиции" Сирия и Россия будут рады всем желающим. Все-таки чем больше союзников, тем больше возможность по-настоящему побороть ИГИЛ. Пока заявок на "дружбу оружием" никто не подал. Но это не значит, что в будущем к нам никто не присоединится. Судя по позитивным комментариям журналистов и блогеров, наш с Сирией взгляд на ближневосточный конфликт находит все больше сторонников.