Примета кризиса: распродажа "дефолтной" недвижимости

С начала года на рынке недвижимости появилось новое предложение – "дефолтные квартиры", купленные ранее с использованием ипотечного кредита, но непогашенного до конца. А недавно в Москве и Петербурге на торги стали выставляться целые торговые центры - также из-за невыплаченных кредитов.

С начала года на рынке недвижимости появилось новое предложение – "дефолтные квартиры", купленные ранее с использованием ипотечного кредита, но непогашенного до конца. А недавно в Москве и Петербурге на торги стали выставляться целые торговые центры - также из-за невыплаченных кредитов.

В конце прошлого года у агентств недвижимости стали появляться необычные заказы от банков и частных лиц - продать из-под залога квартиру, за которую кредитор не может расплатиться. В начале этого года число продаж дефолтных квартир выросло на 25%.

Правда, большая часть таких сделок приходится на регионы. По данным Агентства ипотечного жилищного кредитования, число неплательщиков до кризиса составляло 1-2% всех заемщиков, теперь их 10-15 % . Поэтому агентство намерено продавать такие лоты в Санкт-Петербурге, Москве, Барнауле, Архангельске и городах Южного федерального округа.

А недавно список дефолтной недвижимости пополнили магазины, которые выставляются на торги целыми сетями. Это валютно-обменные пункты в Москве, сеть аптек в Санкт-Петербурге, магазины по продаже DVD дисков в Подмосковье. Появилась информация о продаже целых торговых центров - "Щука", "Пятая авеню", "Гименей".

Руководитель аналитического центра "Индикаторы рынка недвижимости" Олег Репченко пояснил, что истоки нынешней ситуации следует искать в докризисной истории развития торговых сетей. Последние годы они по частоте появления и темпам развития опережали все остальные сегменты рынка. А развитие это происходило на кредитные деньги. Поэтому итог закономерен. "С наступлением финансового кризиса возникли две проблемы. Первая - это сокращение потребления, сокращение доходов населения. И соответственно посещаемость торговых центров и объем покупок среди населения стали меньше. Другая проблема - это сложность с перекредитованием долгов самих ритейлеров, потому что многие помещения покупались на кредитные деньги. И далеко не всегда в нынешних условиях у владельцев торговой недвижимости были средства на рефинансирование своих долгов или на дополнительное кредитование", - уточнил Репченко.

Как и в случае с квартирами, объявления о продаже торговой недвижимости дают банки, но все чаще информация исходит от мелких консалтинговых компаний. Эксперты считают, что это приманка для тех, кто хочет купить недвижимость подешевле. Но в условиях кризиса продать объекты стремятся не только обанкротившиеся собственники, но и те, кому просто нужны деньги на погашение кредитов и поддержание собственного бизнеса. Поэтому на рынке предложение превосходит спрос, замечает Олег Репченко. "Продать торговую недвижимость довольно-таки непросто, ее ликвидность невысока. Особенно если речь идет не о каких-то маленьких площадях в проходных местах, а если речь идет о больших торговых центрах, площадях, занимаемых продуктовыми супермаркетами. Поэтому и информация о продаже таких площадей говорит о том, что такая недвижимость продается с дисконтом на 50-70 %", - указывает специалист.

Эксперты отмечают, что пока кризис продолжается, дефолтные торговые площади, скорее всего, будут пустовать, и продлится это 1-2 года. Между тем в Госдуме рассматриваются варианты государственного контроля над процессом выкупа закладных. Одно из оптимальных предложений - когда юридическое или физическое лицо сможет заморозить кредит до лучших времен, чтобы не потерять его совсем. Если государство таким образом вмешается в ситуацию, то массовых дефолтных продаж удастся избежать, полагают эксперты.