В "ночных заведениях" МГУ могут остановить вращение Земли

Ученых поразило то, что лед, согласно данным, полученным со спектрометра на станции, содержит всего 1 % грунтовых примесей
Ученых поразило то, что лед, согласно данным, полученным со спектрометра на станции, содержит всего 1 % грунтовых примесей
В Москве открылась всероссийская конференция "Астрономия и общество". В одной аудитории собрались и профессионалы, и журналисты, и просто сочувствующие. Встреча была посвящена не только изучению космоса, но и тем, кто его изучает. И этот предмет оказался не менее захватывающим.

В Москве открылась всероссийская конференция "Астрономия и общество". Что нетипично для астрономов – днем. В одной аудитории собрались и профессионалы, и журналисты, и просто сочувствующие. Встреча была посвящена не только изучению космоса, но и тем, кто его изучает. И этот предмет оказался не менее захватывающим.

Необычные строения – их несколько в парке на территории Московского университета – достались МГУ в 50-х годах. Они выполнены в стиле, который называют сталинский ампир. Маленькие окошки-иллюминаторы зажигаются обычно, когда уже последние студенты-вечерники разошлись по домам. Это воистину "ночные заведения". С наступлением темноты здесь только начинается таинство научной практической работы.

И если створки купола открываются днем, значит, телескоп ремонтируют или кому-то показывают. Этому гиганту всего-то 50 лет, в 8 раз меньше, чем Галилеевой трубе. И он действует, вертится и "видит" звезды. Сейчас он подключен к компьютеру и, несмотря на потертости, дает отличную картинку. Как, впрочем, и все немолодые телескопы в астрономическом институте Штернеберга МГУ. "Астрономы часто любят шутить, что эти шарики останавливают Землю. Так как Земля вертится, и мы наведем этот телескоп на звезду, – звезда очень быстро уйдет из поля зрения телескопа. Поэтому мы заводим механизм, и он… останавливает Землю!" – объясняет Фёдор Медведев, заместитель заведующего обсерваторией Государственного астрономического института им. П.Л. Штернберга МГУ.

Пока этот телескоп видит лишь звезду университетской высотки. Причем она перевернута, как и все звезды в астрономических телескопах. Классический профессиональный снимок любой доступной земной оптике части вселенной так и выглядит: перевернутым и в негативе. В архиве института таких пластинок – десятки тысяч. Среди них самые ценные – которым более ста лет. "Это пластинки Московской обсерватории, Пресненской обсерватории в Москве, которые начали получать в 1895 году. Их тоже получили 2-3 тысячи. И они в прекрасном состоянии. Эта пластинка 1895 года, в чем нетрудно убедиться – здесь написано", – демонстрирует "сокровища" Николай Самусь, сопредседатель международной общественной организации "Астрономическое общество".

Снимки, сделанные на пластины в наши дни, ничем не отличаются. Сейчас институт их оцифровывает, чтобы данные мог получать по Интернету любой астроном в любой точке мира: "Вот здесь на светлом фоне темный объект, здесь он светлый в негативе – в форме головы коня. Очень хорошо воспроизведен, так и называется – туманность Конская Голова".

И вот этот объект, туманность Конская Голова, снятый с помощью современной техники – в цвете. Появление цифровой фотографии, возможность выносить телескопы за пределы атмосферы сильно продвинули современную астрономию вперед. Настолько сильно, что темы нынешней конференции "Астрономия и общество" кажутся фантастическими.

"У-у! За последние годы в астрономии имеют место революционные открытия! Открыты новые формы материи, такие как темная энергия, темная материя, черные дыры. Сейчас кротовые норы астрономы ищут. Есть надежда найти жизнь вне Земли, потому что открыта планетная система – около 300 звезд. Планетная система, подобная нашей! Астрономы надеются найти хотя бы на одной из них признаки жизни", – рассказывает Анатолий Черепащук, директор института им. П.Л. Штернберга.

С поиском жизни на Марсе, оказывается, мы немножко опоздали. На несколько сотен миллионов лет. Видя бывшие русла марсианских рек, ученые надеются найти не жизнь, а ископаемые следы жизни.

Сергей Киселёв построил ее – настоящую обсерваторию в 100 км от Москвы – сам. Для себя. Соседи не крутят у виска. Они приводят детишек посмотреть на планеты, увидеть то, о чем рассказывают в школе. К телескопу присоединен хороший цифровой фотоаппарат. Астрофотография – это настоящий бум сегодняшних астрономов-любителей. Сделать открытие в московском небе – крайне сложно. Но астро-мечта у Сергея все равно есть: "Желание без суеты понаблюдать. Не в режиме "вечером приехал – с утра на работу", а в спокойной обстановке. Но эта единственная мечта, к сожалению, слабо реализуема".

Подобных любителей на сегодняшней конференции много. "Я закончил сельскохозяйственный институт. Я – агроном-астроном!" – говорит о себе один из участников. Последний фестиваль любителей собрал тысячу человек с телескопами. Почти каждый из них – незаменимый помощник настоящим астрономам. Именно любители могут часами вести наблюдения, на что у профессионалов времени нет. Об этом в стенах МГУ говорили не раз – именно совместно и можно дойти до великих открытий в бесконечном пространстве. И их уже сегодня обсуждают. Вот одна из тем круглого стола: "Нужны ли будут журналисты на Марсе?" Впрочем, что тут обсуждать? Конечно, нужны!