Создана добавка, снижающая вероятность взрыва топлива при аварии

Взрыв самолёта Boeing-720 во время контролируемого крушения в рамках эксперимента NASA

Взрыв самолёта Boeing-720 во время контролируемого крушения в рамках эксперимента NASA
(фото NASA).

Интенсивность возгорания топлива с присадкой (слева) и без неё (справа) при испытании на стенде

Интенсивность возгорания топлива с присадкой (слева) и без неё (справа) при испытании на стенде
(фото Caltech/JPL).

Взрыв самолёта Boeing-720 во время контролируемого крушения в рамках эксперимента NASA
Интенсивность возгорания топлива с присадкой (слева) и без неё (справа) при испытании на стенде
Очень часто главной причиной гибели людей в авиакатастрофах становится не удар пассажирского лайнера о землю, а возгорание топливных баков. То же самое нередко происходит и при автоаварии. Учёные создали присадку к топливу, которая значительно снижает риск воспламенения горючего при аварии.

Очень часто главной причиной гибели людей в авиакатастрофах становится не удар пассажирского лайнера о землю, а последовавшее за ним возгорание топливных баков. Даже успешная аварийная посадка с нераскрывшимися шасси или отказавшим реверсом в любой момент может закончиться взрывом горючего. После терактов 11 сентября 2001 года, когда практически полностью заправленные самолёты разрушили здания Всемирного торгового центра, учёные из Калифорнийского университета в Пасадене впервые задумались над тем, как сделать топливо менее взрывоопасным.

Главная проблема заключается в том, что бензин, керосин и солярка состоят из горючих углеводородов. Во время удара их короткие молекулы образуют облако мелкодисперсного тумана, который от малейшей искры превращается в огненный шар. Уже давно известно, что если добавить в смесь длинные цепочки полимеров, они вступают во взаимодействие с молекулами топлива и при аварии объединяют их в крупные капли, существенно снижая вероятность взрыва. Однако предыдущие попытки внесения таких молекул в состав горючего столкнулись с рядом проблем. Например, такие углеводороды забивали топливные насосы и фильтры или быстро распадались на мелкие части, теряя свою функциональность.

Но 14 лет исследований Джулии Корнфилд (Julia Kornfield) и её коллег не прошли даром. Команда разработала присадку к топливу, состоящую из коротких молекул с "липкими" концами, способных собираться в длинные полимеры, известные как мегасупрамолекулы.

При механическом воздействии, например, при попадании в бензонасос, эти "конструкции" распадаются на составные части, а затем опять собираются вместе. Таким образом, присадка не повреждает детали, а также не влияет на характеристики жидкости и эффективность работы топливной системы.

Обычно мегасупрамолекулы пребывают в свёрнутом состоянии. Но при расплёскивании жидкости они разворачиваются и не позволяют каплям распадаться. Испытания на стенде показали, что распылённое топливо с новой добавкой во много раз безопаснее обычного.

Самое главное, что при использовании с авиационым или дизельным топливом средство образует капли гораздо большего размера, чем во всех предыдущих исследованиях, а значит, риск возгорания заметно снижается.
Кроме того, у изобретения обнаружился неожиданный побочный эффект: оно на 12% снижает выбросы сажи, которая также состоит из очень мелких частиц.

На сегодняшний день присадка плохо работает лишь с бензином, который легче и более огнеопасен, чем другие виды топлива. Но учёные надеются, что вскоре им удастся справиться и с ним. Команда также работает над реактором для массового изготовления нового полимера, чтобы открыть дорогу промышленному производству присадки.

"Прежде всего, мы надеемся, что эти новые полимеры смогут спасти жизни и минимизировать ожоги, возникающие в результате взрывов при авариях", – отмечает Корнфилд в пресс-релизе.

Подробнее с результаты исследования можно ознакомиться, прочитав статью в журнале Science.