Транстихоокеанское партнерство: кому выкручивает руки Вашингтон

Перехватить инициативу у Пекина в Азии – пытается Вашингтон. США и 11 стран тихоокеанского побережья заключили соглашение о Транстихоокеанском партнерстве. Его цель – создание зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Голливудские тяжеловесы, титаны фарминдустрии и крупнейшие мировые ТНК. Азиатские, австралийские и южноамериканские политики, а также президент США Барак Обама. Перекрестком глобальных экономических игр и дипломатических амбиций стал проект Транстихоокеанского партнерства. С точки зрения Вашингтона, это самая многообещающая модель тихоокеанской зоны свободной торговли, а постепенное расширение его членства не только вернет США в регион, но и заставит понервничать китайского дракона, а заодно, и Россию.

"Суть вот этого Транстихоокеанского соглашения не в том, чтобы установить какие-то общие честные правила, а в том, чтобы вывести за скобки там ряд государств, не пустить их к определенным экономическим процедурам, лишив их возможности, там, например, торговать с теми же государствами, поставив на их пути дополнительные барьеры, вот и все", — поясняет Константин Симонов, директор Фонда национальной энергетической безопасности.

Участники Транстихоокеанского партнерства — 12 стран, включая Японию, Австралию и США. Первый шаг к созданию зоны свободной торговли страны тихоокеанской четверки — Сингапур, Бруней, Чили и Новая Зеландия сделали 10 лет назад. Соглашение, к которому позже присоединился и Вашингтон, связало воедино Восточную Азию, Америку и Океанию. Сегодня регион стран-участниц — дом для 19% всего населения Земли, их суммарный ВВП превышает 28 триллионов долларов. Цель геополитической коалиции — создать свободную зону торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе, упростить стандарты регулирования торговли и увеличить роль среднего и мелкого бизнеса. Однако, по мнению ряда экспертов, этот проект необходим американцам, чтобы подстегнуть собственную экономику, запустить промышленные производства и создать рабочие места на родине. За минувшие десять лет экспорт США в страны ТПП вырос на 90%, а импорт увеличился на 60%. Щедрыми оказались также взаимные инвестиционные вливания.

"Все страны то, что их притягивает в этом экономическом союзе – это огромный американский рынок. Огромный! Все-таки 300 миллионов… со среднедушевым доходом более 50 тысячи долларов в год на человека. Выход на этот рынок и снятие как тарифных, так и не тарифных барьеров – оно любой стране предоставляет огромные возможности. И Вьетнаму, и Малайзии, и той же самой Японии", — считает Вячеслав Холодков, начальник сектора Международных экономических организаций РИСИ.

Ударить по АТЭС и помешать росту китайского влияния в Азиатско-тихоокеанском регионе, вот еще один шаг на пути Вашингтона в Азию. Поднебесная активно участвует в форматах АСЕАН+6 и АСЕАН+1, и попросту вытесняет американцев из стратегически важного региона. В рамках Транстихоокеанского партнерства Вашингтон пытается сделать акцент на тех условиях кооперации, которые в АТЭС остались без одобрения, и тем самым, перетянуть союзников по АТЭС на свою сторону. Еще одна точка зрения — Китай готовы принять в коалицию, но на особых, не выгодных для самой Поднебесной, условиях.

"Большинство считает, что вступать вот в том формате, который предлагается – это создать дополнительные риски для китайской экономики. Ну, например, риски того, что производства из Китая будет уходить на юг, уходить во Вьетнам, в страны юго-восточной Азии в целом, в Индонезию, то есть туда, где рабочая сила дешевле, а географическое положение, может быть, более выгодное", — полагает Андрей Кортунов, Генеральный директор Российского Совета по международным делам .

"Американцы, вот в рамках этих двух блоков, они пытаются распространить новые правила на очень широкий круг экономических проблем, они пытаются внедрить свои подходы к вопросам технических стандартов, торговли, скажем, электронной торговли, к вопросам инвестиций, даже судопроизводство они пытаются изменить, коммерческое судопроизводство, права интеллектуальной собственности", — поясняет Вячеслав Михайлович Холодков, Начальник сектора Международных экономических организаций.

Жесткая позиция США в вопросе защиты прав интеллектуальной собственности и судопроизводства вышла боком Австралии, партнеру и союзнику Вашингтона. Австралийские СМИ частенько вспоминают историю грандиозного иска табачного гиганта Philip Morris на миллиарды долларов к правительству Канберры. Оно приняло закон о простой упаковке сигаретной пачки чтобы снизить желание потребителя покупать сигареты. Торговые договоренности между странами в вопросах судопроизводства позволили табачной компании вести дело через свою дочку в Гонконге и сохранили за американцами право контролировать правительство государства-партнера. Сильные позиции у американского лобби в рамках Транстихоокеанского партнерства и в вопросах сельского хозяйства, ввоза аграрной и молочной продукции из Австралии и Новой Зеландии, а также текстильной продукции и одежды из Вьетнама. Велик и контраст между экономиками стран-участниц. Те стандарты и реформы, на которых настаивает Вашингтон, могут стать неподъемной ношей для развивающихся стран — Малайзии, Вьетнама, Брунея. И мостом в царство прибыли — для чиновников и крупных корпораций.

"Ну страны ничего не получат, кроме неприятностей. А элиты получат! То есть фактически американцы говорят следующее, элитам, да? То есть очень узким группам: "Ребята,если вы подпишите этот договор, вы войдете в нашу элиту". Да? "Вы… всё, вы наши". Что при этом будет с народом, с экономикой стран никого не волнует. Вы посмотрите на Прибалтику. Вы посмотрите на Болгарию. Вы видите, что там всё рассыпается. И никого это особо не волнует", — отмечает Михаил Хазин, политолог.

"Цель Вашингтона, которой он следует, когда продвигает Транстихоокеанское партнерство — сохранить свое финансовое и экономическое превосходство. Вторая причина — в западных корпорациях. Потому что это торговое соглашение позволит транснациональным компаниям быть выше закона тех стран, в которых они работают", — уверен Пол Робертс, экономист, помощник министра финансов США (1981-1982 гг.).

Заключать экономические и стратегические альянсы в обход крупнейших глобальных игроков для Вашингтона-не в новинку. А вот азиатским членам Транстихоокеанского партнерства теперь придется балансировать между Вашингтонским ястребом и китайским драконом.