Сергей Шнуров: поп-музыка - это глобальный пост-панк


фото: Михаил Свешников


фото: Михаил Свешников


фото: Михаил Свешников

Пока конкурсанты "Новой волны" набираются сил перед последним испытанием - третьим туром музыкальных соревнований - концерты идут своей чередой. На сцену поднялся и один из самых провокационных музыкантов страны Сергей Шнуров, а до начала концерта он дал интервью корреспонденту сайта Вести.Ru.

Пока конкурсанты "Новой волны" набираются сил перед последним испытанием — третьим туром музыкальных соревнований — концерты идут своей чередой. На конкурс приехал Юрий Башмет, чтобы представить публике свое видение современной классической музыки. А уже буквально на следующий день на сцену поднялся один из самых провокационных музыкантов страны Сергей Шнуров (Шнур). Вместе с группой "Ленинград" Шнур отыграл полновесный сет, а до его начала согласился пообщаться.

- Сергей, многие были удивлены вашим согласием выступать на одной сцене с популярными артистами.

- Группа "Ленинград" всегда была исключением из общего правила. В рок-тусовке мы смотримся, как что-то из ряда вон выходящее, здесь – точно также. Поэтому нам без разницы, где, с кем и перед кем выступать.

- Может быть у вас сложились особые отношения с Игорем Крутым?

- Никаких отношений. Игорь Крутой позвонил мне и спросил, смогу ли я выступить. Я подумал – почему нет? И согласился.

- Анна Нетребко вчера исполняла песни Игоря Крутого. Вы готовы к подобному шагу?

- А я не знаю его песен. Я очень плохо ориентируюсь в этом всем. Элвиса Пресли знаю, знаю, какие он исполнял песни. Но он сам их не писал. А этих не знаю.

- Например, "Мадонна".

- "Мадонна" – шикарная песня. Мне все такие песни нравятся, потому что я поп-музыку воспринимаю как настоящий глобальный пост-панк. А люди! Алла Пугачева – это нечто мощное и вечное, авторитетнее ее никого нет на русской эстраде. Так что подходить к этому надо как к мощнейшему культурному явлению. Я думаю, что любой иностранец, когда это видит, он думает, что мы – россияне – впереди планеты всей.

- Может, нам стоит ждать вашего дуэта с Аллой Борисовной?

- Нет. Я плохо пою.

- Будут ли сегодня исполнены песни, способные вызвать оторопь у представителей министерства культуры или у министра?

- Понятия не имею, какие из моих песен вызывают оторопь у представителей министерства культуры. Кстати, сами они никакой оторопи у меня не вызывают. Я даже не знаю, где оно находится.

- Вчера Юрий Башмет сказал, что с вашим концертом и концертом классической музыки у "Новой волны" появился новый формат.

- Башмету стоит верить. Мировая культура очевидно движется к объединению — это общая тенденция. Синкретизм должен присутствовать во всем. Если на "Формуле-1" будут бегать клоуны и факиры, я не удивлюсь. Это нормально.

- Несколько лет назад вы сказали, что новой поп-музыки практически не появляется. Что-то изменилось за последнее время?

- Не могу сказать, что я внимательно слежу за тем, что происходит. Но какие-то песни появились. Уровень российской эстрады заметно вырос, качество сведения стало лучше. Исполнители стали профессиональнее. Я уж не говорю про танцы или шоу. Петь только не о чем, а так – все стало лучше. Но это в любой музыке так.

- Вы готовы не исполнять сегодня на площадке, с которой концерт транслируется на всю страну, какие-то из ваших песен? Ведь за ненормативную лексику штрафуют.

- Как законопослушный гражданин я готов уплатить штраф.

- И часто приходиться платить?

- Постоянно. Вся моя жизнь состоит из штрафов. Свой первый штраф я заплатил еще в школе. А самым значимым из них стали налоги.

- А отредактировать свои тексты не хотите?

- Нет. Они были написаны до того момента, когда возникла партия "Единая Россия". Поэтому они теперь архаика, классика.

- А стоило отменять ненормативную лексику?

- Ну, поскольку не я ее отменял, это вопрос не ко мне. Кроме того, ее невозможно отменить. Ее можно оштрафовать, можно запретить исполнять, снимать в кино, но писать в стол, думать таким образом никто запретить не может.

- Ходят слухи, что в жизни вы респектабельный, в меру выпивающий семьянин. Что тот Шнур, которого мы видим на сцене – это специально придуманный образ.

- Не забывайте, что я – артист. Сцена всегда являлась сценой. Она не случайно была придумана и построена, а чтобы с нее что-то можно было показать. Если бы человек всегда себя вел как на сцене, тогда зачем артистам туда выходить и что-то представлять?

- Может так случиться, что ваш сценический образ утомит вас?

- Рано или поздно всех все утомит. Пока я об этом не думаю, как не думаю о сценическом образе. С другой стороны я его не могу сформулировать для себя.