Сочинское импортозамещение Башметом и Шнуровым


фото: Михаил Свешников

"Новая волна принципиально выходит за рамки привычного формата. И так теперь будет каждый год", - сформулировал главную мысль теперь уже сочинского конкурса "Новая волна" Юрий Башмет.

После первых 13 лет жизни на балтийском побережье в Латвии "Новая волна" старается обрести свое место на российском курорте Сочи. Новое место примеряют на себя все: организаторы конкурса, артисты, журналисты. И – конечно же – вольно или невольно начинают проводить аналогии.

Официально первой тон задала Алла Пугачева, которой выпала честь открывать конкурс. Исполнив первую песню, Примадонна помахала ручкой и довольно ехидно передала привет Юрмале. Рубикон был перейден. С легкой руки Аллы Борисовны со сцены ежедневно слышалось заграничное, далекое слово "Юрмала". Впрочем, без какой бы то ни было грусти или страданий по минувшему.

Свою версию передислокации представил даже режиссер Никита Михалков. Выяснилось, что Игорь Крутой еще в прошлом году приглашал Никиту Сергеевича погостить на "Новую волну", но об этом узнал министр культуры Латвии и предупредил, что лучше не приезжать. "Тогда мы взяли и просто перенесли конкурс сюда", — заявил режиссер.

Надо признать, переезд конкурсу нисколько не повредил. Испытание в Сочи показало: конструкция "Новой волны" оказалась настолько идеальной, что ее составляющим (то есть исполнителям) не страшны никакие ротации — их можно бесконечно менять местами, перетасовывая. Больше того, "Волну" можно перевезти даже в Норильск (тем более, что там такой же холод, что и в Сочи в эти дни), конкурс буквально обречен на успех.

Словом, несмотря на досмотры и очереди, выстроившиеся перед концертным залом, неизменно радующие российскую публику (о чем в европейской Юрмале и помыслить было невозможно), "Новая волна" в Сочи приобрела семейный характер. Конкурс раздобрел (или подобрел), расплылся в ширь и стал занимать целых 10 дней.

Переезд, безусловно, мог бы стать отличным поводом для апгрейда "Новой волны", но, кажется, устроители сочли, что лучшее — враг хорошего, и решили не рисковать прославленным составом и привычным форматом. Впрочем, от оживления программы не отказались. Оказалось, что Михалков — не обычный гость конкурса. Он пел, танцевал, а также вел вечер классической музыки камерного оркестра "Солисты Москвы" под управлением Юрия Башмета.

Первым, по праву ведущего, заговорил Никита Сергеевич. Накануне он выступал с песней из кинофильма "Бесприданница", теперь же ему пришлось управлять проведением вечера: "Когда меня выпустили после дуэта Рамазотти с Анни Лорак, я подумал, что это такой вариант импортозамещения"…

И все же самое важное сказал не он. "Новая волна принципиально выходит за рамки привычного формата. И так теперь будет каждый год", — сформулировал главную мысль теперь уже сочинского конкурса "Новая волна" Юрий Башмет. И это разговор не о том, как раньше было все плохо, а теперь обязательно будет хорошо. Будет пока также, но, одновременно, иначе. Поэтому внезапно за дирижерским пультом вместо Башмета оказался Михалков. Сам же Юрий Иосифович подобрал для концерта оркестра не только классические номера, но и музыку Игоря Крутого.

Еще одно чудо: выступавшие в этот вечер Лариса Долина и Валерия исполняли классические номера, такие как Ave Maria в сопровождении оркестра. В то время как прославленная оперная дива Анна Нетребко вместе со своим будущим мужем, тенором Юзифом Эйвазовым пели не только итальянские народные песни, но и специально для них написанные композиции Игоря Крутого.

Больше того. На следующий день на "Новую волну" заглянул с полновесным сетом Сергей Шнуров (Шнур). Среди тех, кто с восторгом принимал его часть концерта, были замечены Алла Пугачева, Олег Газманов, да и Игорь Крутой выстукивал такт особо задорным битам.

Трудно предугадать, что еще предложит зрителям глава конкурса Игорь Крутой. Но уже сегодня, за несколько дней до окончания "Новой волны", не вызывает сомнений то, что переезд прошел удачно и безболезненно. Настало время обживать новую "квартиру".