Киев заглотил дипломатическую блесну Донбасса

4 октября Петр Порошенко вернулся из Парижа в Киев. Утро 5 октября было тяжелым. А весь день 6-го Порошенко думал, что же в Париже все-таки произошло.

4 октября Петр Порошенко вернулся из Парижа в Киев. Утро 5 октября было тяжелым. А весь день 6-го Порошенко думал, что же в Париже все-таки произошло. Самое главное, что на встрече "нормандской четверки" никакой смысловой коррекции соглашений "Минск-2" не случилось. Киев хотел от "Минска-2" отказаться и заменить его чем-то другим, как-то передоговориться, но не вышло. Исполнение "Минска-2" перекинули на 2016 год и попросили ранее достигнутым договоренностям следовать.

Таково было совместное решение трех ведущих лидеров Европы — Путина, Меркель и Олланда, которые те довели и до Порошенко. Но все не так просто. В Париже произошел большой дипломатический размен, который можно назвать огромным успехом дипломатии ЛНР и ДНР, дипломатии, которая становится все более зрелой и, если угодно, изощренной.

Порошенко считает своим ярким достижением, что по итогам Парижа удалось отговорить лидеров ДНР и ЛНР не проводить местные выборы 18 октября и 1 ноября. Теперь Луганск их перенес (пока на 21 февраля), Донецк — тоже (на 20 апреля). В любом случае начало года выглядит так, как будто ДНР и ЛНР дали слабину и отступили от первоначального плана.

На самом деле Киев просто заглотил дипломатическую блесну, ведь намеченные на сейчас выборы были просто провокацией со стороны Донецка и Луганска. Если угодно, — блефом в ответ на измененную летом украинскую Конституцию, не согласованную с Донбассом.

Мол, ах так? Тогда и мы не будем с вами ничего согласовывать и выборы проведем. А вот и даты — 18 октября и 1 ноября. Провокация была нужна лишь для того, чтобы привлечь внимание к поведению Порошенко, войти в торг и получить козырь для размена. Сработало! Порошенко, надо думать, удвоил дозу. и клюнул!

Хотя выборы-то на востоке предполагались лишь в отдельных районах, а избрать-то намечалось всего-то три десятка человек в двух республиках, в то время как полноценные местные выборы для ДНР и ЛНР — это порядка шести тысяч местных депутатов советов разных уровней, глав городов и поселков. Полноценные выборы, как планировались в Луганске на 21 февраля 2016 года, так и пройдут. Именно эту дату представитель Луганска в Контактной группе Владислав Дейнего предложил еще 22 сентября.

Тогда французский дипломат-посредник Пьер Морель воспринял эту дату как разумную, донес в Париж, а позже через Олланда и Меркель она вернулась к Порошенко уже как западная инициатива, нацеленная на компромисс. То есть размен. Донбасс для приличия помялся и согласился сейчас свои микроскопические выборы не проводить, а сдвинуть на начало будущего года. Зато в ответ у Порошенко в Париже попросили следующее: принять новый, уже согласованный с Донбассом вариант конституции Украины. Технически это возможно. Поправки ведь нужно голосовать обязательно на двух сессиях. Время есть — до нового года и сразу после. Отсюда и разгадка сдвига выборов в Донбассе. Чтобы Киев успел подготовиться. Согласиться на амнистию ополченцам Донбасса, что прописано в "Минске-2". Принять согласованный с Донбассом Закон об особом статусе ДНР и ЛНР. Пока такой закон не принят. Согласовать с Донбассом и принять новый закон о выборах. Обменять, наконец, пленных по принципу "всех на всех". Не стрелять. Отвести вооружения калибром менее 100 миллиметров.

В дополнение необходимо принять регламент работы Контактной группы, который позволял бы принимать решения под протокол и парафировать их всеми участниками Минских переговоров. Такой регламент даст возможность точно понимать, что согласовано, а что — нет. Пока ведь, мягко говоря, возникали разночтения. Если же Верховная Рада будет принимать несогласованные документы за согласованные, как это было раньше, то подлог станет очевиден и будет считаться грубым нарушением Минских соглашений. Наконец, если это все будет исполнено, а полноценные выборы в Донбассе в начале года пройдут, то они должны быть признаны ОБСЕ и Евросоюзом, что закрепит новую государственность и упрочит международный статус Донбасса.

Киеву есть над чем подумать. На такое Порошенко уж точно не рассчитывал. Ему с подачи ЛНР и ДНР европейцы втюхали отказ от откровенно имитационных выборов сейчас, а взамен потребовали куда больше, чем он мог себе представить.

Теперь понятно, почему президент Олланд, провожая Порошенко на ступенях Елисейского дворца, так поглаживал его, почему рукопожатие со стороны Порошенко выглядело таким обреченным, почему президент России покинул Париж быстро и безо всяких заявлений.

Владимир Путин сделал это из гуманных соображений, ведь любые публичные разъяснения произошедшего сразу по горячим следам для Порошенко были бы слишком жестокими. Зачем брать это на себя? Это ведь и другие могут сделать. То есть тележка и так докатится — без видимых усилий со стороны Путина. Еще и лучше.

Что касается контроля Украины над границей, на что так рассчитывает Порошенко, то контроль этот может оказаться формальностью, поскольку пограничники и таможенники тоже должны быть назначены по согласованию с Донбассом. Понятно, что будут они из тех же ополченцев.

Для Порошенко все это — дипломатический крах. Не удивительно, что уже 7 октября министр иностранных дел Украины Павел Климкин заявил, что Киев от всего отказывается. После Парижа не прошло и трех дней.

"Особого статуса Донбасса нет в Конституции. Об амнистии тоже никто не говорит, не могут "преступники" быть амнистированы. Выборы на этих территориях также пока невозможны. Мы можем начать оговаривать условия их проведения, но проводить их мы будем лишь тогда, когда ДНР и ЛНР пойдут на наши условия", — заявил Климкин.

Петр Порошенко в тот же день выступил в Военном институте Киева, где в очередной раз заявил о решимости забрать Донбасс, да еще и Крым. Силой. "Не вернув Донбасс, мы не вернем Крым. Мы сильные, мы научились побеждать. Побеждать на поле боя, побеждать дипломатически", — сказал Порошенко.

Он, конечно, подозревает, как с ним поступили в Париже, но публично не хочет в этом сознаваться. В психологии такая форма защиты называется "отрицанием". По крайней мере, перенос выборов в Донбассе президент Украины до сих пор серьезно считает своей победой.

"Решение про фейковые выборы 18-го и 1-го отменено. Это демонстрирует, что мы можем и будем действовать эффективно. Это новая реальность, и мой приказ всем войскам: не расслабляться, до победы еще далеко", — подчеркнул Порошенко.

Это, как говорится, не приходя в сознание. Посмотрим, куда Порошенко заведет Украину своими "победными" шагами дальше. Осталось недолго.