Тема:

Скандал в компании Volkswagen 8 лет назад

Проблемы в Volkswagen: пощады от США не будет

5 октября в американской Атланте было достигнуто соглашение о создании так называемого Транстихоокеанского партнерства. Это зона свободной торговли Азиатско-Тихоокеанского региона, над которой США работали 10 лет.

Автор: Дмитрий Киселёв

5 октября в американской Атланте было достигнуто соглашение о создании так называемого Транстихоокеанского партнерства. Это зона свободной торговли Азиатско-Тихоокеанского региона, над которой США работали 10 лет. Вошли сейчас туда 12 стран: кроме США, Канады и Австралии это Япония, Вьетнам, Новая Зеландия, Сингапур, Бруней, Чили, Малайзия, Мексика и Перу. Проект демонстративно направлен против Китая, о чем Обама недавно так и заявил.

"Мы не можем позволить странам вроде Китая писать правила глобальной экономики. Мы должны писать эти правила, открывая рынки для американской продукции", — сказал американский президент.

Если точнее, то мы, американцы, должны писать эти правила, закрывая рынки для конкурентоспособной продукции других. Собственно, этим все и сказано.

То же самое американцы делают и с так называемой Трансатлантической зоной свободной торговли, которую в Европе уже прозвали "отравленной сделкой" — poisoned deal. США забирают в свое пользование Европу, отгораживаясь от глобального рынка ВТО.

Как они будут внутри этой "отравленной сделки" распоряжаться Евросоюзом, говорит хотя бы пример с крупнейшим автопроизводителем мира немецким концерном Volkswagen.

Автор: Михаил Антонов

ЕА 189 — самый знаменитый теперь двигатель Volkswagen. Двухлитровый турбодизель. Такие же есть объемом один и шесть литров. За последние семь-восемь лет на этом моторе концерн из Вольфсбурга въехал на вершину списка мировых автопроизводителей, с ним же оттуда и съезжает. Кто-то полагает, что этот агрегат может просто похоронить Volkswagen в его нынешнем виде. Кроме титульной марки это еще Audi, Porsche, Skoda, Seat, Bentley, Bugatti и Lamborghini. Но именно VW был главным поршнем в этом механизме, производящем более 10 миллионов автомобилей в год.

В бизнес-стратегии, которой придерживался Мартин Винтеркорн, ставший у руля компании в конце 2006 года, ЕА 189 отводилось важная роль. Успешно посадив на него многих европейских автолюбителей, Винтеркорн решил, что пришло время развеять снобизм американцев, относившихся к дизелю как к чему-то шумному и грязному, что больше подходит для огромных грузовиков. И вот уже семейная пара Тейлор колесит по стране с рекламными турами, устанавливая на Volkswagen рекорд за рекордом: полторы, две, две тысячи шестьсот километров на одном баке.

Мощный, экономичный, чистый — не мотор, а сказка. Но 18 сентября Американское агентство по охране окружающей среды обвинит концерн в мошенничестве на основе заключения Университета штата Вирджиния о том, что в компьютер дизельного Volkswagen встроена программа, занижающая показатели выхлопа оксида азота при лабораторном тестировании, необходимом для сертификации автомобиля, — в условиях реальной эксплуатации они в десятки раз превышают американские нормы.

"Эти выхлопы чреваты серьезными последствиями для здоровья — приступами астмы, другими респираторными заболеваниями, причем, настолько серьезными, что люди даже могут попасть в больницу", — заявил Кристофер Грюндлер, директор департамента Агентства по защите окружающей среды США.

Сказке конец — начинаются следственные мероприятия. Брауншвайгская окружная прокуратура нагрянула с обыском в штаб-квартиру концерна в Вольфсбурге. Внезапно, хотя, учитывая масштаб скандала, в Volkswagen вряд ли не были готовы к такому повороту событий.

Под большим подозрением главные инженеры концерна Хакенберг и Хатц. Они якобы знали о том, что дизель не соответствует американским стандартам и обошли проблему путем жульничества. Их уже бывший шеф Винткеркорн пока получается ни при чем — благополучно отчалил на пенсию, которая составляет для него 94 тысячи евро месяц. А его преемник Маттиас Мюллер, как капитан корабля, только что столкнувшегося с айсбергом, понимает, что пробоина есть, но еще не в состоянии оценить ее реальные размеры.

Вполне конкретен только баснословный счет — 37,5 тысячи за автомобиль, что, в общем-то, дороже его рыночной стоимости, которые выставили Volkswagen американцы. Это 18 миллиардов долларов. Плюс к этому миллиарды на перепрошивку компьютеров и механические доработки. И это придется сделать не только в США, где было продано 500 тысяч машин, а вообще по всему миру.

До сих пор не понятно, сколько автомобилей собирается отозвать Volkswagen. Frankfurter Allgemeine написала, что их будет чуть больше девяти миллионов, но чаще звучит цифра "11 миллионов". Если 11 миллионов Volkswagen собрать в одном месте борт в борт, бампер в бампер, они займут площадь в 70 квадратных километров, если выстроить один за одним, то эта колонна будет длиннее экватора на 10 тысяч километров.

После исправления ошибок двигатель Volkswagen может стать либо менее мощным, либо более прожорливым. Владельцам этих автомобилей такое не может понравиться.

И следом за штрафом от американского государства на концерн обрушится волна коллективных исков. Шон Морган — один из пятерки ведущих адвокатов в США. Пощады не будет.

"Это очень необычное дело. VW уже признался в своих манипуляциях — это ключевой фактор, благодаря которому суд увидел состав преступления. Я считаю, что наши шансы очень высоки. В том случае, если к нашему иску присоединяться все владельцы манипулированных автомобилей, речь может пойти о 10 миллиардах долларов, а может, и больше", — сказал Морган.

И это только в Штатах. Аналогичные иски зреют и в Европе, и в Азии. По самым пессимистичным прогнозам, прямые и косвенные потери Volkswagen могут составить до 85 миллиардов долларов, то есть вообще-то оказаться сопоставимыми с ожидавшимся эффектом от антироссийских санкций. Концерн объявил о свертывании инвестиций в перспективные разработки, и это означает, что в технологической гонке с конкурентами он будет уже не лидером, а вечным догоняющим.

Таким может быть финал истории, которая формально началась в центре Берлина, в офисе экологической организации ICCT — Международного совета по чистому транспорту, который несколько лет назад и инициировал проверку дизельных Volkswagen. Вроде бы так и должно быть по справедливости: кому, как не самим немцам, поставить под сомнение знаменитое немецкое качество?

Основные офисы ICCT находятся в США: один — в Вашингтоне, другой — в Сан-Франциско. В руководстве организации есть и бывшие высокопоставленные функционеры американского Агентства по охране окружающей среды. Так что нельзя исключать, что первоначальный импульс на проверку немецких моторов исходил от американцев, и даже необязательно экологов — может быть, их тоже использовали как раз те самые службы, которые, по свидетельству Сноудена, много лет занимаясь в Германии промышленным шпионажем, могли знать, что и где искать.

Это только версия — Volkswagen, конечно, подставился, но скандал этот как-то уж очень вовремя для американского автопрома, в первую очередь General Motors. Концерн, который пять лет назад пережил банкротство, как раз встает на ноги. За день до разоблачения Volkswagen ему, правда, пришлось выплатить штраф в связи с многолетним сокрытием дефекта замка зажигания. Но 900 миллионов долларов за гибель 124 человек в ДТП — это не 18 миллиардов за жульническую программу — терпимо. Тем более что теперь пойдет импортозамещение — GM готовится занять освободившуюся нишу на рынке дизельных автомобилей со своим оригинальным агрегатом, который в мало- и среднелитражном варианте может приглянуться и европейцу.

Все удачно: защищая рынок от недобросовестного производителя, американцы еще зачищают его от конкурента, обеспечивают своем автопрому максимально комфортное вхождение в трансатлантическое торгово-инвестиционное партнерство.

Зона свободной торговли, которая полным ходом навязывается Европе из-за океана, пугает многих немцев — в Берлине протестовать вышли сто тысяч человек. И в том, как загоняют в угол Volkswagen, они видят свое истинное место в новой экономической реальности: американцы будут "давить" европейские производства по своим законам.

"Я не хочу, чтобы специально созданные суды определяли, что можно, а что нельзя. Лучший пример, который мы видели, — это история с VW. Если мы пойдем на экономическое сотрудничество с США, мы все будем страдать от подобных исков", — считают немцы.

"Американские законы по защите прав потребителей в значительной степени отличаются от европейских норм — они строже, а их охват шире. Ни в одной стране Европы Министерство по охране окружающей среды не может потребовать от предприятия заплатить штраф в размере 18 миллиардов долларов, в Германии вы такого никогда не увидите", — отметил Йорг Кирст, начальник технического отдела Всеобщего автомобильного клуба.

Чего еще нельзя увидеть в Германии, так это мест, похожих на Детройт, руины которого напоминают о крахе американского автопрома вследствие прихода на рынок более дешевых и технологичных машин из Азии и Европы. Нет пока таких городов в Германии, но зато теперь есть города-кандидаты, и первый в этом списке, конечно, Вольфсбург.