Директор Третьяковской галереи: "Мой внук требовал "оживить" "девочку с персиками" пять раз!"

Открывается главный проект года и самая масштабная персональная выставка в истории Третьяковской галереи – "Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения". Среди экспонатов как известные на весь мир, так и малоизученные.

Открывается главный проект года и самая масштабная персональная выставка в истории Третьяковской галереи — "Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения". Среди экспонатов как известные на весь мир, так и малоизученные. Подробнее об этом рассказала директор Третьяковки Зельфира Трегулова.

- Можно перечислять и перечислять выставки, проекты Третьяковской галереи: это и Симон Ушаков, и Павел Кузнецов, и музейные разговоры о "Черном квадрате", которые устраиваются раз в две недели и посвящены столетию этого шедевра Казимира Малевича. Третьяковка участвует и в швейцарской международной реконструкции, которая открылась в октябре, где собрали, кажется, все работы, показанные в 1915 году, в Петрограде (где и явил миру художник свой ЧК). В Базель отправилось все музейное сообщество.

Но я хочу остановиться на выставке, которую назвали редчайшей, исключительной, первой огромной персональной, посвященной творчеству Валентина Серова. Она займет три этажа новой Третьяковки на Крымском валу. И то, что народ пойдет, и надо будет что-то придумывать, наверное, как с выставкой в Лондоне дизайнера Стива Маккуина, когда Музей Виктории и Альберта дополнительно отпечатал 12 000 билетов, и пускал посетителей даже по ночам. Этот вывод напрашивается уже потому, что невероятную популярность приобрел ролик, посвященный выставке Валентина Серова. В котором вы оживили "Девочку с персиками".

- Мы сами, честно говоря, удивились невероятной популярности этого ролика, который запустили в конце прошлой недели. И уже 437 000 просмотров! Мы провели анализ просмотров подобного рода роликов в России и за рубежом. Нигде даже близко нет таких цифр!

- Вы же и на внуке протестировали этот ролик?

- Да! Пятилетний мальчик просил еще, еще и еще показать ему "Девочку с персиками". Выставка, действительно, уникальная, очень важная для всех. Потому что, пожалуй, Валентин Серов является отцом художников, которого ценят и любят все, вне зависимости от того, поклонник ты классического русского искусства 19 века или для тебя главное в русском искусстве 20 века — "Черный квадрат". Кстати, сейчас проходит выставка Павла Кузнецова, и на ней представлена картина, написанная в 1905 году. Ее Попечительский совет Третьяковской галереи купил по рекомендации Валентина Серова.

Это почти беспредметная работа. И этот маленький пример говорит о многом. При всем том, что Серов сделал в 80-е годы, создав "Девочку с персиками", и заявив, что хочет писать "только отрадного" и будет "писать только отрадное". Нам сложно сегодня представить и понять, но это был невероятный прорыв Серова, величайшего мастера портрета, создателя такого монументального в гран-жанре портретов. До него мы можем привести примеры только из 18 века — портреты екатерининской эпохи. Но Серов – это еще и художник, который, живя в Москве, имея возможность видеть работы из собраний Щукина и Морозова, имея возможность ездить во Францию (вспомним выставку 1906 года в Париже), понимает, что русское искусство выходит в каком-то совершенно новом, очень радикальном направлении. И его последние работы обозначали выход вот в этом направлении — вспомните Иду Рубинштейн. Смерть Серова в 1911-ом году от "грудной жабы" — на самом деле настоящая трагедия для русского искусства. Эта смерть остановила его на взлете, когда он еще только вышел на какой-то совершенно новый уровень. Приобретение работы Павла Кузнецова, о которой я упоминала, тоже об этом свидетельствует.

Мы и хотим показать Валентина Серова, в трех ипостасях. Серова, писавшего "отрадное". Серова — мастера, создавшего невероятные портреты. И одновременно такого мастера, даже самый маленький пейзаж которого заставляет тебя всего трепетать. Потому что ты видишь — это абсолютный художественный шедевр. И Серова, работавшего с дягилевской антрепризой. Так же, как Дягилев, увидевшего какие-то невероятные ближние перспективы, которые, к сожалению, ему до конца реализовать не удалось. Но мы не случайно завершаем эту экспозицию портретом Иды Рубинштейн из Русского музея.

Мы очень признательны всем коллегам, из всех музеев — России, Армении, Европы — что они предоставили экспонаты на эту выставку. И дали нам возможность получить какое-то совершенно удивительное наслаждение, возможность войти глубоко в творчество этого художника. Надеюсь, что ваше пророчество по поводу очередей оправдается. Потому что, к сожалению, в связи с ремонтными работами на кровле, Третьяковская галерея не организовывала в летне-весенний сезон на Крымском валу ни одной большой выставки. Поэтому мы все-таки ждем, что люди придут на замечательную выставку Валентина Серова. А заодно, быть может, пройдутся по постоянной экспозиции.

- Спасибо большое за эту возможность. Серов вроде бы очевидная фамилия, очевидный персонаж для Третьяковской галереи. Но выставка обещает быть удивительной.