Начнется ли третья интифада?


Global Look Press

Волна насилия между палестинцами и израильтянами достигла масштаба, не виданного за последние десять лет. Нападения на израильских граждан на Западном берегу реки Иордан происходят почти каждый день, в ответ еврейские радикалы атакуют палестинцев. Стоит ли ждать новой интифады?

 Делегация международного Квартета по ближневосточному урегулированию, в которую входят представители США, России ЕС и ООН отменила свой визит в Израиль, который должен был начаться 13 октября. Официальной причиной стала просьба премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, который попросил делегацию отложить визит в связи с резким обострением арабо-израильских отношений. В Израиле происходящее уже называют "третьей интифадой": количество погибших за последний месяц уже превышает годовые показатели.

Слово "интифада", которое переводится с арабского как "восстание" используется для обозначение вооруженного сопротивления палестинцев в отношении израильских сил безопасности и простых граждан. По сути, интифада представляет собой партизанское движение, что сильно осложняет работу полиции и спецслужб: злоумышленником может оказаться любой прохожий, а в случае разгона массовых акций арестовать всех ее участников физически невозможно.

История Израиля помнит две палестинских интифады. Первая полустихийно началась в 1987 году, хотя значительную роль в восстании сыграла Организация освобождения Палестины под руководством Ясира Арафата. Ее часто называют "войной камней" в честь основного оружия, которое восставшие использовали против израильских солдат и полицейских. Первая интифада продлилась почти шесть лет и унесла жизни 111 израильтян и более 2 тысяч палестинцев, половина из которых погибли в конфликтах между различными группировками.

"Война камней" закончилась в сентябре 1993 года, когда в Осло при посредничестве президента США Билла Клинтона было подписано соглашение между Ясиром Арафатом и премьер-министром Израиля Ицхаком Рабином. Соглашение в Осло открыло путь к появлению Палестинской национальной администрации (ПНА), которая была образована в следующем году, и стоило жизни Ицхаку Рабину, который был убит два года спустя еврейским ультраправым экстремистом.

Вторая интифада, известная также как "Интифада Аль-Аксы", началась в 2000 году. Она получила свое название благодаря событию, ставшим поводом для начала восстания, которым стал визит лидера оппозиционной партии "Ликуд" Ариэля Шарона на Храмовую гору, которая является священным местом как для евреев, так и для мусульман. "Интифада Аль-Акса" унесла жизни почти тысячи израильтян и более 2,5 тысяч палестинцев. Ее непосредственными итогами стал вывод еврейских поселений и войск из сектора Газа, власть в котором вскоре после этого была захвачена движением ХАМАС, которое считается в Израиле террористической организацией. Кроме того, началось строительство Заградительного барьера между израильскими и палестинскими территориями.

О начале третьей интифады заговорили после того, как была обнародована запись в "Фейсбуке (запрещена в РФ)" (запрещена в РФ), сделанная 19-летним палестинским подростком Мухаммедом Халяби, убитым в ходе разгона толпы, заколовшей двух израильтян в Восточном Иерусалиме 3 октября. "Что происходит с нашими святынями, что происходит с нашими матерями и сестрами в мечети Аль-Акса? – написал Халяби за несколько дней до смерти. – Мы не те, кто принимает унижение. Наш народ поднимет восстание".

Среди наблюдателей пока нет единой точки зрения на то, можно ли называть нынешнюю эскалацию насилия "интифадой". Однако проследить, с чего все началось, можно уже сейчас: напряжение начал нарастать с конца июня, после теракта в палестинском городе Дума, когда в результате ночного поджога жилого дома погиб полуторогодовалый Али Давабшех. Его родители были срочно госпитализированы в ближайшую израильскую больницу, но спасти их не удалось: отец ребенка скончался через неделю, а мать – через месяц. Хотя виновники преступления до сих пор не найдены, основными подозреваемыми являются ультраправые еврейские активисты: прибывшая полиция обнаружила нарисованную на стене звезду Давида и слово "месть", написанное на иврите.

Реакция палестинских организаций не заставила себя ждать: хотя поджог был сразу же осужден израильскими властями, назвавших его "террористическим актом", ближайшая пятница была объявлена "днем гнева" и прошла на фоне многочисленных столкновений между палестинцами и силами израильской полиции. К сопротивлению призвали представители движения ХАМАС: по словам пресс-секретаря Хуссама Бадрана, "это преступление сделало оккупационных солдат и поселенцев легитимными целями повсюду".

Президент Палестины Махмуд Аббас призвал сограждан не поддаваться на провокации и не давать израильским силовикам повода для эскалации насилия. Однако, судя по всему, его мнение уже мало кого интересует: последние опросы показывают, что две трети палестинцев хотели бы отставки президента, а 8 из 10 считают, что вероятность появления независимой Палестины в течение ближайших пяти лет "стремится к нулю". В этой связи флаг Палестины, поднятый Аббасом на юбилейной сессии Генассамблеи ООН, который должен был стать важным политическим жестом, не вызвал у палестинцев никаких эмоций.

"Флаг это конечно хорошо, но он ничего не дает", — уверен Раджаб Хамад, 27-летний сварщик из Рамаллы. С ним согласен 25-летний повар Хамзи Сулиман: "Нам больше не интересно, кто занимает пост президента Палестины. Мы просто хотим, чтобы это унижение [израильская оккупация – Вести.Ру], наконец, закончилось". Аббас воспринимается палестинцами как фигура, удобная Израилю: он много сделал для представления Палестины в международных организаций (сейчас она является полноправным членом ЮНЕСКО и МУС, а также имеет статус наблюдателя при ООН), однако перспективы мирного урегулирования по-прежнему удручают. Последнее голосование в Совете Безопасности ООН по вопросу предоставления Палестине статуса независимого государства прошло 31 декабря 2014 года, и было заблокировано Соединенными Штатами, представитель которых воспользовался правом вето.

Что касается мирных переговоров, то последний раунд, инициированный государственным секретарем США Джоном Керри в апреле прошлого года, закончился безрезультатно: как и много раз до этого, стороны не смогли прийти к консенсусу по наиболее чувствительным вопросам, включая строительство еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан и статусу Восточного Иерусалима.

Черту под переговорами подвел Махмуд Аббас, в своем выступлении на Генассамблее ООН заявивший, что Палестина больше не будет соблюдать соглашение, достигнутое в Осло. "Мы заявляем, что пока Израиль не будет придерживаться договоренностей, достигнутых с нами, и пока Израиль отказывается прекратить заселение оккупированных территорий и выпустить на волю палестинских заключенных, он не оставляет нам другого выбора, кроме как настаивать, что мы не можем быть единственными, кто придерживается соглашения, которое Израиль постоянно нарушает. Поэтому мы заявляем, что больше не чувствуем себя связанными соглашениями", — заявил палестинский президент. Госсекретарь Керри поспешил заверить общественность, что США обязательно вернут Израиль и Палестину за стол переговоров, однако очевидно, что сделать это в условиях растущего насилия будет крайне затруднительно.