Тема:

Крушение Boeing-777 под Донецком 2 месяца назад

"Алмаз-Антей" рассказал, как погиб "Боинг", но не был услышан

Малайзийский "Боинг" в июле прошлого года был сбит с территории, контролируемой Киевом. Такую версию катастрофы озвучили специалисты концерна "Алмаз-Антей", которые сегодня подвели итоги масштабного эксперимента. С собственным докладом выступил и Совет безопасности Нидерландов.

Малайзийский "Боинг" в июле прошлого года был сбит с территории, контролируемой Киевом. Такую версию катастрофы озвучили специалисты концерна "Алмаз-Антей", которые сегодня подвели итоги масштабного эксперимента. С собственным докладом выступил и Совет безопасности Нидерландов. Его ждали больше года, и за это время на следователей не раз пытались давить. Особенно старалась Украина.

Мелкие кусочки металла, которые пронзают кабину самолета и вылетают справа налево, — и есть поражающие элементы ракеты, которые могут дать ответ на вопрос, чем был сбит "Боинг". С целью проверить версию голландских следователей о том, что по "Боингу" стреляли из комплекса "Бук М1". Уже несколько месяцев они пытаются убедить весь мир, что в руках ополченцев якобы оказалась эта установка, российские специалисты разместили ракету "Бук М1" рядом с кабиной самолета — для эксперимента использовали часть списанного — Ил 86, максимально схожего по техническим и физическим параметрам. Задача была выяснить, какие на самом деле повреждения после себя оставляет ракета "Бука" и сравнить их с теми, что обнаружили на поверхности малайзийского "Боинга".

"В результате этого эксперимента стало абсолютно очевидно, что если "Боинг-777" был сбит зенитно-ракетным комплексом "Бук", то это могла быть только ракета, обращаю ваше внимание, 9-М-38, то есть более старой модификации, чем ракета 9-М-38-М-1, которая не имеет поражающих элементов в форме двутавров", — говорит гендиректор концерна "Алмаз-Антей" Ян Новиков.

Поражающих элементов "двутавр" в ракете "Бук М1" более полутора тысяч. После себя он оставляет довольно характерные отверстия в форме бабочки. Перепутать их с чем-то очень трудно, но за год и три месяца расследования подобные отверстия на поверхности обломков малайзийского "Боинга" так и не обнаружили".

Пробоины на двигателе больше напоминают форму прямоугольника. А это значит, что ее пронзали другие поражающие элементы — в форме кубиков и параллелепипедов.

Что это за ракета — прокомментировали производители зенитно ракетных комплексов — специалисты концерна ПВО "Алмаз Антей". "Последняя ракета такого типа была выпущена в Советском союзе в 1986 году, — говорит Ян Новиков, — решением генерального конструктора ракеты окончательный безопасный срок данного типа ракет с учетом всех продлений был определен в 25 лет. У нас есть протоколы по этому поводу, после чего их использование было запрещено, и ракеты были сняты с вооружения российской армии".

При этом в составе украинской армии на момент 2005 года таких ракет было 502 штуки. Версию уничтожения "Боинга" с воздуха голландские следователи при этом полностью исключили. Любопытно, что эксперты из Нидерландов презентуя доклад, не объяснили, почему они сделали реконструкцию исключительно фюзеляжа, центральной части самолета. На двигателях при этом внимание акцентировать не стали. А ведь именно они являются ответом на вопрос, с какой стороны ракета подлетала к "Боингу". Ранее следователи, а также сегодня и официальные власти Голландии, заявляли, что лайнер сбили ополченцы.

Прежде чем проверить эту версию, поясним, как вообще работает ракета "Бука". Она не врезается целиком в цель. Она детонирует еще при подлете — за несколько метров до цели. В момент взрыва осколки вылетают в стороны — по периметру круга образуется облако поражающих элементов, которое пронзает цель. Эту ситуацию российские специалисты смоделировали на испытательном полигоне. Рядом с кабиной установили мишень, имитирующую левый двигатель, а ракету "Бука" разместили под тем же углом, как если бы она летела из Снежного, подлетала бы к "Боингу" в лоб, как утверждают в Нидерландах.

"Можно видеть, что ни один осколок, ни одна трасса не идет ни в сторону ни левого крыла, ни левого двигателя. То есть при подходе ракеты на встречных курсах ни один боевой поражающих элемент попасть в двигатель физически не может", — говорит советник гендиректора концерна "Алмаз-Антей" Михаил Малышевский.

Но вот кадры воздухозаборника левого двигателя "Боинга" MH17. Российские инженеры отметили на нем более 30 повреждений — изрешечен полностью. Еще одна нестыковка. Если бы ракета летела из Снежного, то летела бы навстречу лайнеру, и осколки, пронзив сначала левую форточку, раздробили бы и правую. При падении на землю она бы просто развалилась. Но вот кадры, на которых правая часть кабины цела. В результате математического моделирования определили : в "Боинг" не могли целиться из Снежного, находившегося под контролем ополченцев.

"Результаты эксперимента полностью опровергли выводы голландских экспертов о типе ракеты и месте запуска . Нами однозначно доказано что зенитной ракетой, сбившей "Боинг" над Украиной, могла быть исключиельно ракета 9м 28 комплекса "Бук", запущенная из населенного пункта южнее Зарощенского", — говорит Ян Новиков.

Зарощенское в июле прошлого года контролировали украинские силовики. А сами местные жители не раз указывали на конкретное место, где стояла техника, в том числе и радиолокационная. Любопытно, что именно населенный пункт Зарощенское фигурировал на картах, представленных российским Министерством обороны сразу после трагедии. Наши средства контроля зафиксировали установки в районе населенного пункта. Здесь же, согласно картам, попавшим в распоряжении ополченцев ДНР, — об этом заявлял Эдуард Басурин, — находились средства ПВО украинской армии.

Вопросу, почему зная все это, Киев не закрыл воздушное пространство над Донбасом, — голландские следователи сегодня посвятили огромную часть своего доклада. Даже подготовили видеографику, в которой наглядно показали, каким образом цитата конфликт переходил в воздушное пространство. Подробно проиллюстрировали — сначала над Донбассом сбивали вертолеты Ми 8, Ми24… За месяц до катастрофы их было сбито, как минимум, 16. По словам председателя Совета безопасности Нидерландов Тьиббе Йустры, украинские власти знали об этом, но, несмотря на это, закрывать воздушное пространство над страной не стали.

Спустя 90 минут после трагедии Украина это пространство закрывает. Но поздно. В своем докладе нидерландские эксперты наглядно демонстрируют — из-за ошибки Киева, жертв могло быть больше.

В итоге Совет безопасности Нидерландов принял решение отказаться от расследования гибели "Боинга" — об этом заявили уже после презентации. Единственный вывод: район запуска находится где-то на выделенной территории — она, к слову, составляет 320 квадратных километров. Почему в этом случае не были приглашены эксперты других органов, — неясно. Например Межгосударственный авиационный комитет, который имеет колоссальный опыт в расследовании авиакатастроф и ни разу не подвергался критике за свою работу, так и не получил возможность расследовать трагедию MH17.

Концерну "Алмаз-Антей" эксперимент для выяснения обстоятельств произошедшего обошелся в 10 миллионов рублей. Впрочем, поясняют специалисты, деньги здесь — не главное. Результаты своего эксперимента российские инженеры готовы передать международным следователям, чтобы продолжить выяснение обстоятельств. От западных коллег в ответ, как уже год и три месяца, — снова тишина.