Образование будущего: как обучать студентов, чтобы сделать из них профессионалов

Бен Нельсон, идейный вдохновитель и основатель проекта Минерва

Бен Нельсон, идейный вдохновитель и основатель проекта Минерва
(фото Ben Nelson/Minerva Project).

В рамках предстоящего форума "Открытые инновации", который пройдёт в Москве с 28 октября по 1 ноября, Бен Нельсон расскажет о своём необычном образовательном проекте. Корреспондент "Вести.Наука" пообщался с Беном и выяснил, что собой представляет Университет будущего и чего уже добились создатели.

В рамках предстоящего форума "Открытые инновации", который пройдёт в Москве с 28 октября по 1 ноября, Бен Нельсон (Ben Nelson), основатель проекта Минерва, расскажет о том, как обучают руководителей и инноваторов будущего. Корреспондент "Вести.Наука" пообщался с Беном и выяснил, что собой представляет Университет будущего и чего уже добились создатели.

Корреспондент "Вести.Наука": Бен, расскажите кратко о проекте Минерва.

Бен Нельсон: Всё началось ещё в те времена, когда я был студентом Университета Пенсильвании. Уже тогда я начал думать, как можно улучшить университетское образование. Сегодня общество потребляет много различных продуктов: машины и одежда, которые мы покупаем, еда, которую мы едим, и так далее. Образование — тоже продукт, который институты начали предлагать ещё в 17 веке. Но все продукты того времени отличаются от того, что люди приобретали даже 100 лет назад. Между тем высшее образование в США практически не менялось.

Образование создавалось здесь с чистого листа более 100 лет назад. Когда я задумался о тех временах, как люди тогда мыслили, каким был мир, я подумал, что это был совершенно другой мир. Нужно категорически изменить наше представление о том, какими должны быть институты и университеты сегодня. Вообще-то, это надо было сделать ещё 50 или хотя бы 30 лет назад, но сегодня это особенно актуально.

Сегодня, когда информация полностью бесплатна, будь то математика, физика, грамматика или история, вы можете выйти в Интернет и изучить любую науку. Это всем доступно, существует масса онлайн-курсов. Так зачем же тогда платить за обучение, сидеть в классе, слушать, как кто-то тебе что-то говорит? Это абсурд. Это смешно.

Идея Минервы состоит в том, что мы делаем университет таким, каким он должен быть. Начинаем мы с целей, которые ставятся перед студентами, какими хотят быть выпускники. А затем строим весь процесс образования вокруг них, поддерживаем их в их развитии, помогаем им стать лучше.

При этом мы не пытаемся сделать университет, который будет лучше существующих университетов США. Мы создаём университет, который будет на порядок лучше того, что предлагает система высшего образования сегодня — такой, равных которому не будет вовсе.

Корреспондент "Вести.Наука": Такое образование похоже на классическое, которое получают студенты в Оксфорде, Гарварде или МГУ, например, или оно полностью отличается?

Бен Нельсон: Вообще-то, мы считаем себя даже более классическим университетом, нежели любой традиционный университет. Надо понимать, что университеты не могут давать высшее образование 78% населения. Традиционно они создавались для того, чтобы обучать 1% населения.

Мы в Минерве фокусируемся на тех людях, которые будут занимать руководящие посты, которые будут принимать решения и определять успех всех остальных. Сегодня это делать гораздо сложнее, чем 100 лет назад. Сегодня гораздо больше информации, гораздо больше вещей, которые имеют отношение к той или иной сфере деятельности. И если вы собираетесь научить людей принимать решения, вы должны научить их думать критически, научить их быть креативными, научить их понимать взаимоотношения между людьми и системами, научить их эффективно общаться, видеть мир с разных точек зрения.

В большинстве университетов понимают это, но на самом деле они этого не делают, не учат этому студентов, не имеют систематики. Да это и невозможно сделать в большинстве университетов. Как можно научить кого-либо тому, как устроен мир, если студенты все время находятся на территории одного кампуса. Это важно. (Студенты Минервы путешествуют по миру в ходе своего обучения. — прим.ред.)

Как можно быть уверенными в том, что вы научили студентов мыслить критически, если у вас сотни человек на курсе? На лекциях с таким количеством студентов вы вообще никак не можете проверить, выучили и поняли ли студенты что-либо. Единственное, что вы можете выяснить, учились ли они достаточно хорошо, чтобы выполнить тест. Вся система должна быть пересмотрена. И вот почему мы создали Минерву и назвали проект в честь богини мудрости. Мы можем себе позволить сфокусироваться на этом.

Корреспондент "Вести.Наука": Проект "Вести.Наука" пишет о науке и научных достижениях, и нам интересно, пробовали ли вы использовать разработанную вами образовательную методику для обучения студентов, получающих научное образование? Пробовали ли вы обучать по своей системе студентов, занимающихся изучением науки, подходит ли она для таких целей?

Бен Нельсон: Мне кажется, для научного обучения данная модель подходит даже больше, чем для любого другого вида обучения. Мои родители — молекулярные биологи, и их поколение поражает меня. Квалификация учёного ведь не определяется качеством книг, содержание которых он помнит. Учёные прежних поколений отличаются от других людей глубоким пониманием природных процессов и методов, которые могут использоваться для новых великих открытий.

Нынешние же молодые учёные, которых университеты обучают сегодня, как правило, концентрируются на очень узком поле науки, настолько узком, насколько возможно. Они тратят годы на исследования в той или иной области, а что мы получаем в итоге? В результате мы получаем веру в то, что на Земле существует форма жизни на основе мышьяка, холодный ядерный синтез — эти глупые идеи.

Любой великий учёный смотрит на это и понимает, что это выдумка, газетная утка. При этом научное сообщество месяцами обсуждает состоятельность таких идей. Несколько лет назад группа товарищей заявила о том, что нейтрино была преодолена скорость света. Они детектировали частицы, которые двигались с большей скоростью. Никто из друзей моего отца не поверил этому, но весь мир считал, что скорость света действительно больше не предел.

Конечно, она была преодолена, ведь измерения были проведены с ошибкой! И такого рода вещи имеют место быть из-за того, что люди не понимают науку. При этом на понимание этой самой науки, на создание лабораторий тратятся миллиарды долларов. Многие дорогостоящие аппараты простаивают и не используются.

Если ты практикующий учёный, ты должен работать в реальной лаборатории, а не в лабораторном классе. И этим Минерва отличается от традиционного образования: мы обучаем студентов год и отправляем их работать в лаборатории вузов и научно-исследовательских институтов. Мы проверяем, понимают ли студенты фундаментальные основы.

Корреспондент "Вести.Наука": Есть ли в ваших рядах студенты, которые занимаются наукой?

Бен Нельсон: Нет. Мы пока в самом начале пути, на первых этапах. Я пять лет работаю над проектом Минерва, три с половиной года назад мы получили финансирование, чтобы начать работу. Прошёл год с небольшим, как мы набрали наш первый пилотный класс из 28 студентов.

Сейчас этот класс взял год на отдых, они работают, занимаются интересными вещами. В этом году мы набрали в 4 раза больше студентов. В следующем году новая группа присоединится к студентам первого года обучения. На второй год обучения они отправятся вместе.

Корреспондент "Вести.Наука": Какие результаты вы уже получили? Какие выводы сделали? Изменилось ли что-то в первоначальной концепции?

Бен: Мы в самом начале пути, на первых этапах, но, что удивительно, результаты, которые показывают наши студенты уже после первого года обучения, впечатляют. Такие результаты студенты Гарварда или Стэнфорда демонстрируют только через 3-4 года обучения. И уже это само по себе замечательно.

Корреспондент "Вести.Наука": Какие цели вы ставите себе на ближайшие 3-4 года? Чего хотели бы добиться? Какова цель вашего предстоящего визита в Россию? Почему для вас важно посетить Форум "Открытые инновации"?

Бен Нельсон: На самом деле наша цель из года в год не меняется. Мы хотим создать лучший университет мира, который будет выпускать наиболее уверенных в себе, наиболее эффективных и креативных студентов. И я надеюсь, нам это уже удалось.

Отмечу также, что у нас другие взгляды на то, кого обучать. Мы не резервируем места для богатых, для сыновей и дочерей людей, которые окончили университет ранее, или только для американцев. Так, в одном из национальных университетов США 90% студентов из США, в Стэнфорде — 93%. Это экстремально локальные школы.

В Минерве же более 80% студентов составляют иностранцы. Такое же соотношение могло бы быть в Гарварде или Стэнфорде. Единственная причина, по которой этого не происходит — эти университеты закрыты для других стран. Из года в год одно и то же: порядка 90% поступающих составляют американцы. Даже не англоговорящие студенты, а именно жители США. А ведь это лишь 5% от всего населения Земли, 20% от англоговорящего населения мира, очень маленькая часть.

Мы относимся к каждому студенту одинаково в процессе обучения. У нас учатся студенты из 40 стран. Из России, правда, пока никого нет, но много ваших соседей. Есть студенты из Белоруссии, Македонии, несколько из Болгарии и так далее. И, конечно, мы хотим распространить знание о нашей академии на российскую аудиторию.

Попасть в Минерву сложно, но мы никогда не игнорируем таланты. А в России их много. И если в известный университет или школу США человек может не попасть, просто потому что квота на студентов из России исчерпана, то в Минерве такого ограничения нет. Если вы достаточно квалифицированы, мы предложим вам место. Более того, обучение в Минерве обходится в $10 тысяч в год, что в разы меньше, чем в традиционных институтах. Конечно, надо ещё платить за жильё и еду, есть какие-то ежедневные траты, необходимые расходы. Но даже с учётом этих вложений, обучение в Минерве в два раза дешевле, чем где бы то ни было. То есть даже несмотря на то, что к нам сложно попасть, учёба у нас обходится дешевле.

Я много путешествую, но всё равно могу посетить в год не так много стран. В России я не бывал уже больше десяти лет. По-моему, в последний раз приезжал в 2004 году, то есть однозначно до появления Минервы. А ведь в России огромное количество талантов. Кстати, моя жена из России.

Корреспондент "Вести.Наука": Интересный факт. Бен, спасибо, что уделили время. Будем ждать встречи с вами на Форуме "Открытые инновации".