Лабиринты Гоголя: за разъяснениями – к первоисточнику

Сюртук Николая Гоголя, первое издание "Мертвых душ" и экземпляр "Ревизора" с пометками автора. Отныне это всё – в Историческом музее, на юбилейной выставке. Жизненный путь писателя в переплетении с сюжетными линиями его персонажей на фоне тех мест, с которыми связано его творчество.

Сюртук Николая Гоголя, первое издание "Мертвых душ" и экземпляр "Ревизора" с пометками автора. Отныне это всё – в Историческом музее, на юбилейной выставке. Жизненный путь писателя в переплетении с сюжетными линиями его персонажей на фоне тех мест, с которыми связано его творчество.

Чтобы лучше понимать Гоголя, нужно попытаться увидеть мир его глазами. Его глазами, по мнению автора выставки, – значит, ярко и неожиданно. Оттого на выставке повсюду зеркальные стены, а чтобы рассмотреть экспонаты, нужно еще постараться. Потому что выставка – это лабиринт. Как и сам Гоголь.

Здесь будто бы сознательно запутывают посетителей. У экспонатов нет пояснительных табличек, и сразу не поймешь, к чему здесь, например, белый сюртук. И почему под другим стеклом – такой же, но черный. Перечитывайте Гоголя! Это лучший и самый верный способ не запутаться в лабиринте.

"Вы увидите скрытую поначалу информацию. Для того, чтобы все это разгадать, обращайтесь к трудам Гоголя. Поэтому выставка не разжевывает, как мы привыкли: в этой витрине – то-то, в этой – то-то. Это метафизическое путешествие по России", – поясняет Наталья Каргаполова, куратор выставки, ведущий научный сотрудник Государственного исторического музея.

И зеркала, конечно, в этом путешествии очень не случайно преломляют действительность. В отражениях и лабиринтах, пожалуй, самый правдивый Гоголь. И самый неожиданный. Как, например, орнамент на первом издании "Мертвых душ". 1842 год. При ближайшем рассмотрении, на обложке – черепа. Рисунок сделал сам Гоголь. "Знаете, все это не случайно. Когда будете в Риме, зайдите в церковь капуцинов, у которой жил Гоголь, и вы увидите – на вас свисают черепа, черепа, черепа. Это побудило его так оформить свой главный труд – черепами, которые затем трансформировались в барочный орнамент", – "разжевывает" Каргаполова.

Другой экспонат почитатели Гоголя считают самым ценным. Разобрать текст практически невозможно: очень много исправлений. Но это молитвы, которые Николай Васильевич возносил, чтобы создать продолжение "Мертвых душ". "Гоголю почему-то приклеилось слово "мистик". Он не мистик. Он глубоко верующий православный человек, который нам раскрывает тайны свой совести и своей нравственности", – считает министр культуры РФ Александр Авдеев.

Здесь вся его жизнь – в эпизодах и самых ярких деталях. Авторский экземпляр "Ревизора", вооружение Тараса Бульбы, записки родным, рисунки, письма Белинскому – разорванные, склеенные, но так и не отправленные. Выставка почти не дает объяснений, но дает возможность почувствовать Гоголя. "Это действительно одна из очень интересных, очень аргументированных, очень насыщенных, очень грамотных выставок, и сделана она с любовью. Сотрудники, которые ее делали, не просто знают Гоголя – они любят его", – говорит Савва Ямщиков, инициатор создания Музея Н.В. Гоголя, председатель Ассоциации реставраторов России.

Здесь больше вопросов, чем ответов. Но эти вопросы заставляют – в канун дня рождения писателя – обратиться к первоисточнику. Это, пожалуй, главное.