Фирменный стиль "Валдая": Путин предложил честный и откровенный разговор каждому

Речь Владимира Путина в Сочи обсуждают эксперты дискуссионного клуба "Валдай", где президент России и выступал. Анализируют ее и в других странах. Путин разъяснил позицию российских властей по самых важным международным проблемам, рассказал и о внутренних российских процессах.

Речь Владимира Путина в Сочи обсуждают эксперты дискуссионного клуба "Валдай", где президент России и выступал. Анализируют ее и в других странах. Путин разъяснил позицию российских властей по самых важным международным проблемам, рассказал и о внутренних российских процессах.

Пик экономического кризиса в России пройден. Сосредоточиться нужно на поддержке промышленности. Это одна из ключевых мыслей. Кстати, на конференцию глава государства приехал на новой модели отечественной "Лады".

На Ближнем Востоке террористов нельзя делить на умеренных и неумеренных. Россия там защищает свои национальные интересы. Для Украины необходимо выполнение Минских соглашений. А США не делают мир безопаснее, навязывая санкционные войны. Это основные тезисы. Речь российского президента активно обсуждают.

Сразу после дискуссии — неформальная часть. Президента обступают со всех сторон. Ключевые темы — Сирия, Ближний Восток, Украина, взаимоотношения с США и Европой — переносятся из зала в кулуары. Звучат не только вопросы, но и слова благодарности.

Разговор шел несколько часов. Встреча завершена, но в кулуарах по-прежнему продолжается обмен мнениями. Собрав более сотни экспертов и политиков, клуб еще раз подтвердил свой статус: "Валдай" — без сомнения, одна из наиболее известных и авторитетных площадок для диалога.

Большинство комментариев и оценок, естественно, касаются Сирии. Эта тема стала основной. Важно, подчеркивают участники, что у России есть четкое понимание того, что делать и как — не только военными, но и политическими методами.

"Мне кажется, что конкретизация этого плана, которая была сделана в его ответах на вопросы, это очень интересные мысли, соображения. И думаю, что они станут предметом серьезного обсуждения на международном политическом уровне", — отмечает ректор Московского государственного института международных отношений, доктор политических наук, академик РАН Анатолий Торкунов.

"Я услышал прежде всего очень решительную приверженность выполнению военной части операции. Президент очень эмоционально говорил о тех офицерах, которые воюют. Но одновременно неоднократно повторялась фраза и мысль о том, что военный сценарий — это начало, а на самом деле все, это только предпосылка, а все должно решаться в политических переговорах", — считает председатель научного Совета международного дискуссионного клуба "Валдай", политолог Федор Лукьянов.

В кулуарах Валдая особо отмечают слова президента о героизме российских военных летчиков, выполняющих задачи в Сирии. Рискуя, они защищают интересы России: речь о борьбе с терроризмом.

"Мне приятно было понимать всю меру ответственности, которую Россия и ее верховный главнокомандующий на себя взяли, направив военных в Сирию. Что это не авантюризм, это не импровизация, это взвешенное решение. И я абсолютно согласен с президентом, что, скажем, угроза терактов не понизилась и не возросла. Она константа, да. Мы не могли сидеть и ждать, когда террористы придут к нам домой. Мы должны были нанести удар им первыми", — добавляет директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.

"Россия, действительно, хочет бороться с терроризмом. Почему Америка борется с терроризмом правильно, а Россия неправильно? Где тут логика? Россия, действительно, борется с терроризмом не только для себя, но и для других стран, в том числе и для Китая", — подчеркивает главный научный сотрудник Центра по изучению мировых проблем информационного агентства "Синьхуа" Шэн Шилян.

Но, конечно, особое внимание связано с началом политического процесса. На форуме активно обсуждали прилет Башара Асада в Москву. Эксперты не скрывают осторожного оптимизма.

"Основные мысль была такова, что господин Асад в принципе согласился на то, что или следующие выборы, или следующая расстановка сил будет включать ту же сирийскую оппозицию. Он этого не исключил. А это главное было препятствие на сегодняшний день для мирного урегулирования конфликта, — говорит директор Центра государственного управления и общественной политики Карлтонского университета (Канада) Петр Дуткевич. — Речь шла очень много по сирийской ситуации. Но там все время говорят, что мы приглашаем к общему делу, чтобы работать вместе. Это очень важно. Я думаю, что последние несколько недель, думаю, в принципе открываются новые перспективы сотрудничества".

Во время заседания Валдайского клуба зал с интересом следил за дискуссией, развернувшейся между президентом России и экс-послом США в СССР профессором Метлоком. Речь шла и об оценках, касающихся распада Советского Союза и размещения системы ПРО в Европе.

"Было видно, что Путин соскучился по прямым дискуссиям. Ни Путин, ни Метлок не знали, какие возникнут повороты этой дискуссии. Мне кажется, Путин очень элегантно, как бы сформулировать помягче, обставил американского посла. И Америка, мне кажется, немножко в этой дискуссии выглядела кисловато. И Путин показал скорость реагирования, остроту ума, владение аргументами", — отмечают участники дискуссионного клуба "Валдай".

Вообще очень многие, слушая президента, следили за тем, как глава государства вел дискуссию. И российские, и зарубежные гости отмечают: Путин в курсе даже малейших нюансов.

"Я считаю, что обсуждение было плодородным и насыщенным. И не в последнюю очередь потому, что президент Путин углублялся в детали, реагировал на вопросы, и не было ничего, что можно было бы неправильно интерпретировать", — удовлетворен почетный профессор Колумбийского университета Роберт Легвольд.

"Путин был в блистательной форме. Он блистал, жонглировал понятиями, сложнейшими категориями, видно, что эти категории были отшлифованы огромным количеством размышлений на эти темы. Он говорил абсолютно некомплиментарно, но и не конфронтационно. Он внес в разговор элемент такой сверхдипломатической откровенности, очень много личного элемента. Мы следили за его мимикой. Он был в работе, в игре, в сражении интеллектуальном", — восхищается писатель и публицист Александр Проханов.

В кулуарах форума активно говорят о взаимоотношениях с Европой и США — с одной стороны, с другой — и более глобальные рассуждения — о месте России в мире.

"Россия самоуверенно показывает, что она идет по одному пути, что есть очень много соприкосновений с Европой. Не отказывается от возобновления отношений с Европой. Я думаю, они придут. Потому что, вы видите, даже украинская тема, которая нас будоражила в прошлом году и позапрошлом году, уходит на второй план. Почти вопросов на украинскую тему не было", — делает ссылку к ближайшему прошлому политолог, член консультативного совета дискуссионного клуба "Валдай" из Германии Александр Рар.

"Мне показалось, что наше руководство уверенно в том, что оно делает, имеет четкую повестку дня, в отличие от американского визави, у которого явно повестки дня нет, особенно после того, как Россия выбила инициативу из рук. И это выгодно отличает. При этом осознаются и все трудности большого пути. То есть, очень-очень здравая позиция человека, который владеет полностью ситуацией", — считает доктор исторических наук, президент Фонда исторической перспективы Наталия Нарочницкая.

Беседа с главой государства продолжалась до позднего вечера. Вскоре Владимир Путин снова присоединился к участникам встречи. Пока президент России общался с гостями, многие старались сфотографироваться с ним. Как, например, Тельма Луссани — телеведущая из Аргентины.

"И да, я рада, что мне удалось сфотографироваться с господином Путиным! Два дня назад у него была видеоконференция с моим президентом — президентом Аргентины миссис Киршнер. Для нас, для Аргентины, Россия — очень важная страна и очень важный партнер. И именно это я ему и сказала", — поделилась аргентинская журналистка и писатель Тельма Луссани.

И даже в такой неофициальной обстановке президент отвечал на вопросы подробно и откровенно. Было видно, что Путин старается уделить внимание каждому. Откровенный и честный диалог в каком-то смысле, — фирменный стиль "Валдая".