Планета обезьян

Животные вновь помогают людям: Институт медико-биологических проблем возобновил научную программу исследований с участием обезьян. У нас в стране в космос отправляли не только собак, но и приматов. Правда, значительно позже.

Животные вновь помогают людям: Институт медико-биологических проблем возобновил научную программу исследований с участием обезьян. У нас в стране в космос отправляли не только собак, но и приматов. Правда, значительно позже. Когда ученые стали задумываться о долгосрочных экспедициях на орбиту, потребовалась помощь обезьян. Сегодня в ИМБП сформирована команда из четырех приматов, которая задействована в различных экспериментах.  Главная задача – отработка методик  подготовки к полетам в дальний космос.

Лаборатория  Института медико-биологических проблем. Недавно здесь сформировали новый отряд космических испытателей. За два года под контролем российских ученых они пройдут специальную подготовку для полета на Марс. Возможно, именно обезьяны будут первыми обитателями Красной планеты.

"Мы должны ее цивилизовать, — убеждена заведующая отделом сенсомоторной физиологии и профилактики ИМБП Инесса Козловская. — Она должна сидеть в кресле, должна выполнять какие-то, не говорю о тестовых, испытательных, какие-то операции  в этом кресле".

Макака-резус — самый обучаемый вид приматов. Они с легкостью осваивают язык жестов. Для научных программ этих симпатичных обезьян выращивают в питомниках. В космический институт попадают самые смышленые.

Его зовут Клепа, каждый день он терпеливо занимается с инструктором. Учится решать компьютерные задачи. Это важная часть программы подготовки командира космического экипажа обезьян.

"Он должен научиться управлять джойстиком и попадать курсором на мишень, которая возникает на экране, — рассказывает старший научный сотрудник лаборатории экспериментальной нейрофизиологии ИМБП Наталья Миллер. — За это он получает сок".

"На этом построено все пилотное управление посадкой корабля, — добавляет Инесса Козловская. — Я не говорю о том, что на этом построено управление в ходе полета".

В то время, когда мы запускали в космос Белку и Стрелку, американцы отправляли на орбиту корабли с приматами. Первые обезьяны-космонавты появились в Соединенных Штатах в 50-е годы прошлого века.

"Российская физиология строилась  на собаках, — напоминает Инесса Козловская. — Собак было много, они легко поступали в распоряжение физиологам и на них накапливались все наши знания. А в Америке с точностью наоборот. Они были окружены лесами, и в лесах было огромное количество обезьян".

В 80-х Инесса Козловская собрала команду ученых и начала так называемую "приматологическую" программу. В первый обезьяний отряд отобрали 12 макак. Два года их готовили по специальной программе, адаптируя животных к цивилизации. В космос обезьян отправляли в рамках спутниковой программы БИОН.

"Обезьяна должна быть научена выполнять  определенные программы, близкие по основным элементам, программам управления человека", — добавляет Инесса Козловская.

Эксперименты на обезьянах показали: в невесомости человеческий мозг анализирует информацию в два раза медленнее. Ученые также выяснили, почему человек в первые дни в невесомости испытывает морскую болезнь.

"Возникает  раскардаш  в чувствах, центральная нервная система не справляется с этим, нас мучает болезнь", — поясняет Инесса Козловская.

В современном отряде обезьян – испытателей четверо. График работы пока несложный: ранний подъем, три часа тренировок, обед и отдых. Они еще в самом начале пути — учатся решать головоломки.

"Стойка предназначена для первоначального обучения обезьян определенным игровым программам: обезьяна, должна поймать крестиком цель", — рассказывает научный сотрудник лаборатории экстремальной физиологии ИМБП Ксения Лебедева-Георгиевская.

По замыслу ученых, через три месяца макаки, как опытные геймеры, будут в доли секунд ловить джойстиком мишени. Через год станут решать в уме математические задачи и самостоятельно составлять программу своих тренировок.

"Хочется человеческому мозгу выйти за пределы орбиты — просто так выйти нельзя. Сначала надо быть уверенным, что мы можем выйти безопасно, — рассуждает Инесса Козловская. — Иначе, мы можем отправить с билетом в один конец. Но кто же на это пойдет".

Ученые допускают, что первый полет на Марс люди все-таки уступят им, своим ближайшим родственникам – обезьянам. И за штурвалом корабля, летящего к Красной планете, будет, конечно же, не Клепа, но вполне вероятно, его подготовленный к испытаниям потомок.