Программа "Энергетика": Польша поставит газ в Прибалтику, Госдума взялась за долги за энергоресурсы и энергия гейзеров

Газовый вопрос: Польша хочет поставлять газ в Прибалтику и развивать трансграничные возможности транспортировки голубого топлива с Украиной. Долги за энергоресурсы: Госдума приняла поправки в закон об укреплении платежной дисциплины. Энергетика гейзеров.

Газовый вопрос: Польша хочет поставлять газ в Прибалтику и развивать трансграничные возможности транспортировки голубого топлива с Украиной. Долги за энергоресурсы: Госдума приняла поправки в закон об укреплении платежной дисциплины. Энергетика гейзеров.

На текущей неделе президент России Владимир Путин провел заседание комиссии по стратегии развития топливно-энергетического комплекса.

"На сегодняшний день более 40 процентов капиталовложений в стране приходится на долю топливно-энергетического комплекса. Наша общая задача – сохранить положительную инвестиционную динамику в отрасли", — заявил Владимир Путин.

Отказаться от иностранной валюты при перевалке нефти и нефтепродуктов, а также увеличить роль рубля в международных расчетах. Как отметил Владимир Путин, первое, как минимум, незаконно. Тарифы в Новороссийске, Тамани, Усть-Луги не должны устанавливаться или номинироваться в долларах США в режиме онлайн. Наоборот, нефтегазовый сектор должен как можно шире использовать национальную валюту и формировать независимые национальные ценовые индикаторы на основные виды топливно-энергетических товаров.

"Сегодня ключевым является вопрос финансового обеспечения инвестпрограмм ТЭКа, чтобы он продолжил играть роль одного из локомотивов отечественной экономики в целом. Важно не потерять горизонт развития, не допустить инвестиционной паузы", — отметил президент.

В условиях сокращения мировых инвестиций, отметил Владимир Путин, меры по обеспечению источников финансирования должны быть выбраны максимально ответственно. Ведь решения, принятые сегодня, дадут результаты только через пять-семь лет. В этой связи нужно предельно аккуратно оценивать эффективность принимаемых решений по налоговой нагрузке на отрасль, а также продолжать реализовывать крупные проекты по наращиванию экспортного потенциала страны. Символично, что именно перед заседанием комиссии Владимир Путин в режиме телемоста с главой "Газпрома" Алексеем Миллером дал старт новому газопроводу "Ухта-Торжок-2".

Новая нитка трубопровода обеспечит поставку газа в систему "Северный поток – 2", по которому голубое топливо пойдет из России в Евросоюз.

На этой неделе состоялась встреча главы "Газпрома" Алексея Миллера и министра энергетики Грузии Кахабера Каладзе. Как стало известно по итогам переговоров, Тбилиси хотел бы закупать больше голубого топлива по конкурентным ценам, а также участвовать в возможном транзите российского газа через территорию страны.

Газ в Прибалтику из Польши

Участвовать в поставках газа сегодня хотят практически все европейские страны. Польша, например, даже намерена построить интерконнектор, по которому голубое топливо пойдет в страны Прибалтики.

Как заявляют официальные лица в Варшаве, терминал сжиженного природного газа в Свиноусьце на 100 процентов сделал страну независимой от российского газа.

Голубое топливо, 1,3 миллиарда кубометров, уже законтрактовано в Катаре. Первые поставки, а это 200 тысяч кубов, используют для технологических целей, коммерческая эксплуатация начнется во второй половине 2016 года. В этом же году Польша собирается начать другое строительство – газопровод в Литву.

"В Европе сейчас существует целая программа строительства интерконнекторов, которые связывают различные участки центральной Европы, Восточной Европы, Южной… И проект Польши – это один из тех проектов, которые задумал ЕС и сейчас реализовывает. Задача всех этих проектов – сделать рынок ЕС более единым. Тем самым есть возможность диверсифицировать поставщиков, объемы и стоимость поставленных ресурсов. Чем больше у европейцев возможностей такой диверсификации, тем, возможно, и претензий к "Газпрому" будет меньше в будущем", — пояснил директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

Стоимость польского интерконнектора, как отмечают в Евросоюзе, будет рекордной — полмиллиарда долларов. Но на альтернативный российскому источник голубого топлива, ни страны Балтии, ни сам ЕС скупиться не собираются. Из них ЕК выделяет 295 миллионов евро из Фонда CEF Евросоюза, 10 миллионов евро будет выделено на исследования. Сама Польша вложит в проект 120 миллионов евро, Литва —54,9 миллиона евро, Латвия —29,4 миллиона евро, Эстония —1,5 миллиона евро.

"300 выделяет Европейская Комиссия. Найти 250 миллионов евро, в принципе, задача посильная, особенно если это по факту переложить на конечных потребителей в виде роста тарифа. Пример Литвы показывает, что так и происходит. Литва сама себе построила приемный терминал. И независимость сейчас обходится им несколько дороже, чем российский газ", — сказала старший аналитик VYGON Consulting Мария Белова.

Катарский газ сильно дороже российского, как и американский, но переговоры о покупке СПГ ведутся. Для собственного потребления, по крайней мере пока, сжиженный газ не нужен. Из 16 миллиардов кубометров – объема, который необходим Польше — шесть она добывает сама, девять импортирует из России, а также из Германии, Бельгии и Норвегии. Единственный выход – экспорт в Литву, а оттуда в Эстонию и Латвию. Но этот газ вряд ли будет конкурентоспособен на рынке.

"Компания Statoil, которая поставляет газ на терминал в Литву, изучала вопрос снабжения Латвии. Формально сейчас мощностей хватает, и приемного терминала в Литве, и газопровода, чтобы поставлять с уже существующего терминала в Литве в Латвию. Вот экономически это нецелесообразно. Целесообразно строить свой терминал в Латвии. Затраты на регазификацию и прокачку до потребителя получаются дороже", — заявила Мария Белова.

Все же бытует мнение, что газопровод будут достраивать даже до Украины. Тем более что на днях польский и украинский операторы ГТС завершили технико-экономическое обоснование интеграции систем обеих стран. В планах — строительство магистрального газопровода, общей протяженностью чуть более 100 километров и мощностью, порядка 8 миллиардов кубометров газа в год. По подсчетам аналитиков, стоимость интерконнектора может составить более 250 миллионов долларов.

ВИЭ. Энергетика гейзеров

Минэнерго подготовило проект энергетической стратегии России на период до 2035 года. Сейчас он находится на утверждении в правительстве.

В планах — добычу угля довести до 445 миллионов тонн в год, объем добычи нефти сохранить на уровне 525 миллионов тонн в год, добычу газа увеличить с 639 миллиардов кубометров до 885. При этом экспорт к 2035 году увеличить на 53 процента, в том числе на рынки АТР в восемь-девять раз.

Как подчеркивают в министерстве, в 10-14 раз за ближайшие 20 лет вырастут показатели производства электроэнергии из нетрадиционных возобновляемых источников энергии: с 2 миллиардов кВт/ч до 18-27 миллиардов кВт/ч.

"Это важная государственная задача, и мы рассчитываем, что если сейчас в электробалансе нашей страны доля ВИЭ без гидростанций составляет менее 1 процента, то в течение 10 лет доля может увеличиться в электробалансе страны от 3 до 4 процентов", — отметил заместитель министра энергетики России Алексей Текслер.

Энергетики всего мира сегодня пытаются расширить список возобновляемых источников энергии: солнце, ветер, морские приливы. Найти место для электростанций на таких источниках не сложно. Другое дело — энергетика геотермальная. Для нее, как минимум, необходим вулкан.

В России самый перспективный регион в этом направлении – Камчатка. Там насчитывается около 160 вулканов, порядка 30 из которых считаются действующими.

Приручают не сам вулкан, а результат его активности, ведь в долинах вокруг них образуются целые поля с очень интересными явлениями: гейзерами, серными воронками и прочим. Вот их-то энергетики и используют в своих целях.

На Камчатке сейчас работают три таких станции. Самая старая не только на полуострове, но и во всей России Паужетская, ее запустили в 1966 году. Две станции построенны уже на рубеже XXI века: Мутновская и Верхне-Мутновская.

Фумарольные источники – это такие ревущие выходы пара на поверхность. Как правило, они образуются вблизи вулканов, здесь он называется Мутновский. Казалось бы, вроде все есть для того, чтобы построить геотермальную станцию, но не все так просто. Дело в том, что пар должен соответствовать нескольким параметрам. Во-первых, температура – не ниже 160 градусов, во-вторых, давление при выходе на поверхность должно быть не ниже 6 атмосфер.

В поисках такого пара геологи бурили разведочные скважины в Мутновской долине еще с конца 1970-х годов. Пытались оценить потенциал источников пара. В результате в 1990-х годах здесь началась стройка геотермальной электростанции. На смену разведочным пришли скважины эксплуатационные.

Сегодня на станции эксплуатируют 14 паровых скважин. Там под землей они все разные, их глубина варьируется от 1200 до 2,5 тысячи метров. Снаружи они все одинаковые, укрыты в такие металлические домики. Дело в том, что высота снежного покрова зимой здесь достигает восьми метров, чтобы подойти к ним, их накрывают укрытием, а внутри все очень похоже на нефтяную или газовую скважину.

В целом, и процесс бурения, и обустройство роднят эти скважины с теми, что используют для добычи углеводородов. Кстати как, например, нефть, пар в своем чистом, природном виде для работы сразу не годится.

Пар, полученный из скважины, а точнее, как говорят специалисты, паро-водяную смесь для начала необходимо подготовить. Для этого на двух сепараторах ее разделяют на так называемый "острый" пар, то есть готовый к работе, и воду, которую при помощи специальной скважины закачивают обратно в землю.

Дальше пар идет на турбину, раскручивает ее, она, в свою очередь, вращает генератор и вырабатывается электроэнергия. Здесь весь процесс уже полностью идентичен тому, как получают электричество на традиционных ТЭС. Только котел здесь природного происхождения, прямо из недр земли. Установленная мощность станции 50 мегаватт. Эту энергию Мутновская ГеоЭС отдает в общую энергосистему полуострова по протяженной линии передач, которую проложили в очень сложных горных условиях.

Сквозь трещины на склонах и в долинах вулканов наружу выходят горящие газы. Специалисты выделяют первичные фумаролы, по которым поднимаются выделяющиеся из магмы газы, и вторичные, в которых источником газа служит остывающая лава. Как раз вторичные можно использовать для получения энергии. Ведь, как правило, они содержат меньше вредных газов, например, сероводорода и больше водяного пара.

Среди вулканических газов водяной пар оказывается благодаря грунтовым водам. Из-за высокой температуры они превращаются в пар и поднимаются вверх. Такой вот природный чайник. Причем практически неиссякаемый, ведь круговорот воды в природе никто не отменял и пар, попадая в атмосферу, конденсируется, выпадает в виде осадков и вновь попадает в грунт. К тому же часть воды, отделенной от пара на станции, закачивают обратно под землю.