На Кубани начался промысел хамсы


ГТРК "Кубань"

Вместе с десятками рыболовецких судов в море выходят и катера пограничников. Наша съемочная группа провела один рабочий день с командой береговой охраны ФСБ.

В крае начался промысел хамсы. Вместе с десятками рыболовецких судов в море выходят и катера пограничников. Наша съёмочная группа провела один рабочий день с командой береговой охраны ФСБ, и попыталась узнать: почему браконьеров не пугают ни многочисленные рейды, ни штрафы, ни даже уголовное наказание.

Встречать рассвет на скорости 80 километров в час — их работа выглядит как приключение. Отправляясь в этот рейд, пограничники заранее знаю исход — нарушителей они, скорее всего, не встретят. Хорошую погоду браконьеры не любят.

"Как правило, это в плохую видимость, в плохие погодные условия, с риском для себя, для жизни", — пояснил Вячеслав Борисевич, сотрудник пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю.

Охрана морских биологических ресурсов не знает выходных и требует дежурств круглосуточных. Тем более, что одна из последних тенденций среди любителей нелегального промысла — маскировка под добропорядочных рыбаков.

— Вы честные рыболовы? Лишнего не ловите?

— Мы? Нет! У нас разрешение, у нас квота, промысловый журнал, разрешение на вылов, отход-приход.

И, конечно — налоги. Всё это делает их промысел законным, но не столь прибыльным. Поэтому из года в год им приходится делить море с коллегами-нелегалами. У пограничников сегодня есть всё необходимое для обнаружения нарушителей. Почему же браконьеры продолжают совершать набеги?

"К сожалению, штрафы очень низкие. Их это не останавливает, они продолжают этим заниматься, неоднократно к нам попадаются, мы их ловим и продолжаем опять же их ловить. Штрафы там небольшие — 100 тысяч рублей", — дал комментарий Дмитрий Винокурцев, начальник Темрюкской государственной зональной инспекции пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю.

Не пугает браконьеров и 256 статья Уголовного кодекса, ведь практика показывает: большинству нарушителей в итоге удаётся отделаться лишь штрафом. За прошлый год за решёткой оказался только один из них. Пока закон остаётся столь мягким, чёрными рыболовами руководит нехитрая арифметика.

Начальным капиталом выступает обычно сумма в 300 тысяч рублей: 200 — уйдёт на покупку небольшого катера или лодки, 100 — на необходимые для ловли снасти. При хорошем улове уже первый выход в море компенсирует затраты с лихвой. Возьмём ту же самую хамсу, которой в Азовском море достаточно. За один раз обычно добывают около трех тонн рыбы. Скупят её по 100 рублей за килограмм. Итого: выручка — 300 тысяч рублей. Что полностью покрывает расходы.

Но чаще всего их привлекает добыча подороже — запрещённый пеленгас, судак и даже осётр. Доходы в этих случаях будут в разы выше.

Законопослушным рыболовам не вытащить рыбку не только без труда, но и без соответствия заранее установленным нормам. К примеру, небольшой бригаде, в арсенале которой три лодки, за сезон разрешено добыть не более 30 тонн хамсы. Специализированное судно, которое уходит в море на двое-трое суток, такое количество рыбы привозит только за один улов.

Команду старенького "Арктура" из многодневного плавания встречают не любимые, а инспекторы и пограничники. Отдых будет чуть позже. А сейчас нужно сдать весь улов на взвешивание и доказать — лишних килограммов с моря не привезли.

Капитан в это время спешит поделиться записями судового журнала. За нарушения грозят штрафы. Но сегодня удачным вышел не только улов, но и проверка. Они сделали выбор в пользу законного промысла. И признаются: хоть их и не ждёт лёгкая нажива, зато любит море — к честным у природы особое отношение.