Переговоры в Вене: требования Запада об отставке Асада начинают утихать

На саммите в Вене по урегулированию сирийского кризиса о военном решении не говорили. Сошлись на необходимости политического процесса и режима прекращения огня. Что станет с Сирией – будет определять действующее правительство и оппозиция.

На переговорах в Вене по урегулированию сирийского кризиса о военном решении не говорили. Сошлись на необходимости политического процесса и режима прекращения огня. Что станет с Сирией — будет определять действующее правительство и оппозиция. Требование немедленной отставки президента Башара Асада с повестки дня уходит.

В течение 7 часов, пока в отеле "Империал" шли закрытые переговоры, журналисты изучали кадры скупой протокольной съемки. Во главе П-образного стола, как в президиуме, оказались спецпредставитель ООН Демистура, Госсекретарь США Керри и российский министр Сергей Лавров, что можно было расшифровать: противоречия есть, но собрались не за тем, чтобы их выпячивать. Позже на пресс-конференции расселись, не выбирая флагов. И в таком невнимании к деталям протокола также читалось желание подчеркнуть не различия, а общность — такой подход оказался полезным для дела.

"Одна из важнейших сегодня договоренностей заключается в том, то участники встречи обращаются к Организации Объединенных наций с просьбой собрать представителей правительства Сирийской Арабской Республики и оппозиции для начала политического процесса", — заявил Сергей Лавров.

"Мы приглашаем представителей правительства Сирии исирийскойоппозиции сформироватьновое единоеправительство", — поддержал своего российского коллегу Джон Керри.

То есть, несмотря на требование шейхов о немедленном уходе Асада, которое прежде поддерживали и США, взаимодействовать всем заинтересованным сторонам придется не только с удобной оппозицией, но и с действующей сирийской властью, с ней определять состав переходного правительства. При этом саму оппозицию подвергнут более тщательному изучению.

"Мы условилисьпровести дополнительные консультации, чтобы согласовать список и других организаций, которые пока еще не включены в ооновские списки, но являются явно террористическими", — отметил Сергей Лавров.

В разгар переговоров — новость из Вашингтона. Обама дал добро на отправку пятидесяти спецназовцев для поддержки действий курдского ополчения на севере Сирии. Керри, конечно, постарался, чтобы в такой день это не выглядело политическим демаршем в адрес союзной Турции, которая там же периодически проводит операции против курдов. Но Сергею Лаврову это дало повод напомнить об одной важной вещи, которую в очередной раз игнорируют американцы.

"Россия неизменно выступает за то, чтобы борьба с терроризмом велась на прочной основе международного права, что предполагает в случае проведения войсковых операций, будь то военно-воздушными силами или сухопутными войсками и их контингентами, согласие соответствующего правительства либо решение Совета Безопасности ООН", — твердо уверен Сергей Лавров.

Впрочем, привычная небрежность США в отношении международного права, все-таки не смазала того ощущения, что накануне в Вене можно было наблюдать пример дипломатического взаимодействия, свойственный лучшим временам российско-американских отношений, особенно ценный как раз тем, что времена нынче не лучшие.

Венский отель "Империал", по-видимому, ненадолго попрощался со своими сегодняшними гостями. Через две недели здесь должны состояться новые переговоры по Сирии, уже с участием представителей власти и оппозиции.