Россиян научат выпивать мало и культурно

Извечная и сверхсложная для нашей страны тема – алкоголь. Люди среднего возраста и старше помнят горбачевскую антиалкогольную кампанию.

Извечная и сверхсложная для нашей страны тема — алкоголь. Люди среднего возраста и старше помнят горбачевскую антиалкогольную кампанию. Не сработало. Кто-то от бабушек-дедушек мог слышать о сухом законе в первые годы советской власти. Тоже не сработало. Что же затевается теперь? созданная год назад правительственная комиссия во главе с вице-премьером Александром Хлопониным утвердила проект "дорожной карты" по этой теме.

Первое отличие от времен политбюро — заседание этой комиссии было открытым, и "дорожная карта", которая разработана этой комиссией, — набор предложений для обсуждения, в которое вовлечены сразу 18 ведомств. Уже одно это — гарантия публичности дискуссий. Это первое. Второе — никакого сухого закона.

Наведение порядка в отрасли, культуры — в потреблении. При этом есть в "дорожной карте" такие пункты, смысл которых на лету улавливают только эксперты: например, тема акцизов с производства или с розницы и распределение акцизов между центром и регионами. Это — для экспертов. А есть и понятный сюжет — борьба с нелегальным производством спиртного.

В Татарстане оперативники подъезжают к частному домовладению. У входа стоит "Газель", которую средь бела дня загружают поддельным алкоголем. До магазинов и ларьков эти бутылки уже не доедут.

Кострома. Казалось бы, обычный гаражный кооператив, но и здесь разливали не только водку, но и ром. Лавочку закрыли.

Рязанская область. Для одного из предприятий выбрали помещения заброшенного сельхозпредприятия в отдаленной деревне. Конфискованы 30 тонн алкоголя и тысячи липовых акцизных марок.

Подмосковье. Павловский Посад. Здесь — совершенно другие масштабы. Из одного большого светлого цеха ежедневно развозили 300 тысяч бутылок контрафактного спиртного в разные регионы России. Раньше это предприятие работало законно, но в 2009 году срок лицензии истек, владельцы предпочли уйти в теневой сектор.

Чехов. Ночной рейд — и очередная линия по производству поддельной водки. А сколько тары, упаковки и акцизов только подготовлены к работе!

А в Мытищах были и водка, и виски, и ром, и коньяк.

Северная Осетия. Огромное предприятие с гигантскими цистернами специализировалось на производстве парфюмированной воды в 100-миллилитровых бутылочках. Раньше такие лавочки прикрывали, после чего они, переждав момент, могли запускаться вновь. Сейчас их намерены уничтожать. Но что будет за новый порядок и в потреблении? Об этом в интервью "Вестям в субботу" рассказал вице-премьер российского правительства Александр Хлопонин.

- Александр Геннадьевич, ваша должность — председатель межведомственной группы по регулированию потребления алкоголя?

- Это правительственная комиссия, которая занимается выработкой предложений по урегулированию алкогольного рынка.

- Как сделать так, чтобы в России пили меньше, а денег государство получало при этом больше?

- Я бы все-таки не так ставил задачу. Безусловно, вопросы, связанные с деалкоголизацией населения очень важны, и я считаю, что эта сфера регулированиялежит для государства в плоскости изменения культурного кода людей. Я думаю, мы придем к этому через поколения.

- От водки к бокалу вина?

- Это в идеале. Тем не менее не надо забывать наши климатические условия и специфику нашей страны, а также традиции, которые в ней существуют. Но когда мы сегодня меем такое количество трагедий, смертей, начиная от аварий на дорогах, когда из-за какого-то дегенерата, который в нетрезвом состоянии сел за руль, гибнут и дети, и женщины, когдамы теряем молодоепоколение, — это катастрофа! Я считаю с этим надо бороться.

- За руль садятся, выпивши в хлам.

- Да.

- Не лишнюю рюмку выпили, а именно в хлам!

- Мы прекрасно знаем примеры, когда целыми поколениями воспитывалась культура питья в той же Европе. 70% — это пиво, которое потребляется в пабах.

- Причем начинали тоже очень жестко. Например, в Англии норма, что после 23 часов даже пиво в пабе не купишь. Она была введена в ходе Первой мировой войны, потому что оборонные заводы не работали — народ выпивал. Это на самом деле свойственно всем народам, так что регуляция какая-то нужна. Но какая? Что нужно сделать в России?

- Запретами проблему не решишь. В нашей стране запретный плод, наоборот, сладок, и чем мы больше будем запрещать, тем больше будут травиться люди. Здесь нужен комплексный подход. Это и неразмещение этой продукции вблизи школьных, образовательных, спортивных учреждений. Мы постепенно будем заниматься этой проблемой именно через пропаганду здорового образа жизни. И поэтому правкомиссия, которая сегодня существует, работает в трех основных направлениях. Важнейшее из них — это деалкоголизация населения. Второе — это создание добросовестной конкуренции на рынке. И третье — декриминализация этого рынка.

- Например, предлагается запретить магазинам ставить столики и таким образом делать мини-бар, обходя запреты на ночные продажи алкоголя. Есть такая норма?

- Нет. Я вообще считаю, что не это главное. Сфера регулирования розницы — вы говорит об этом — это компетенция региональных властей. Где-то у нас действительно есть большие социальные проблемы, связанные с безработицей, люди не знают, чем себя занять. И здесь как раз губернатор должен по определенному регулировать ситуацию. Где-то, например, дать розничную торговлю. Мы видим иногда, что рядом с игрушками стоит полка, а на ней — алкогольная продукция. Это надо разносить. Поэтому сфера регулирования розницы находится в компетенции субъектов.

- То же самое касается запрета продажи алкоголя в пятницу вечером. В Москве обсуждалась эта идея. Это не компетенция федерального правительства, это местные власти?

- Конечно. Думаю, что исключительно компетенция субъектов Российской Федерации.

- А на федеральном уровне что можно поменять?

- Не поменять. Сегодня идет много дискуссий по поводу алкогольного рынка. Кто-то видит основную задачу — собираемость налогов — и говорит: сегодня такой большой объем нелегальной продукции, которая попадает в теневой рынок, цифры называются от 90 до 200 миллиардов рублей, которые недополучает бюджет Российской Федерации. Мы опять не о том говорим. Мы говорим о том, что сегодня есть контрафактная продукция. Она продается без уплаты акцизов. Люди пытаются обойти налоговое регулирование, и эта продукция поступает в розничную сеть. Налоги с нее не уплачиваются. А есть суррогаты, которые продаются как стеклоочиститель, а на самом деле разливаются как копия того же алкогольного напитка, с теми же 40 градусами, и стоят 80, 70, 90, 100 рублей при сегодняшней цене на полке 185. И здесь как раз и задачки, которые срочно надо решать. Настойка боярышника под предлогом того, что она предназначена для бабушек-сердечниц продается в бутылке по 0,5, то, простите, причем здесь бабушка и регулирование здоровья человека?! С этим надо бороться достаточно жестко.

- Не паленая водка, а контрафактная, она качественная?

- Качественная.

- Но она совершенно вне поля государства? С нее не платится налог? Как здесь лучше поступать? Громить нелегальные заводы или вводить их в легальный оборот?

- Только за 9 месяцев текущего года правоохранительные органы прекратили деятельность фактически 120 подпольных заводов. И работа ведется. Но у нас всегда чего-то не хватает. С 1 января текущего года вступил в силу закон, позволяющий не просто отнимать лицензии, а еще и изымать, и утилизировать оборудование. С 13 октября 8 крупнейших заводов, которые фактически без лицензии производили алкогольную продукцию, были закрыты, оборудование было вывезено и отправлено на хранение до решения суда. А дальше оно будет утилизировано. Что мы делали до этого времени? Мы останавливали предприятие, отбирали у него лицензию, и оно исчезало из поля регулирования, потому что дальше работало "в тени". Нет ни одного органа, который бы мог этому заводу предъявить какие-то претензии. Надо дорабатывать ситуацию.

- Какие цели вы перед собой ставите? В таких странах, как Швеция, Польша, Финляндия и Россия, холодно, водки пьется больше.

- Когда-то из этих стран к нам пить приезжали.

- В чем будет выражаться история вашего успеха? В количестве условных единиц алкоголя? Оно должно стать меньше? Или, например, в том, чтобы повысить долю вина и пива по сравнению с крепкими напитками?

- Очень много задач. Но если говорить о главных, то это, безусловно, количество алкоголя на душу населения. Мне бы хотелось, чтобы этот показатель с каждым годом снижался. Мы поставили перед собой очень амбициозную задачу: до 2020 года довести уровень потребления алкоголя условно до 10 литров.

- Чистого спирта на душу населения?

- На душу населения.

- А сколько сейчас?

- Было 18. Мы уже дошли до 12, кто-то говорит, что до 11. Это не наши показатели, а показатели Минздрава.

- У нас сильно выше, чем в Европе? Думаю, по сравнению с северными европейскими странами примерно то же самое.

- Смотря, что считать. Если пиво, то ниже, если крепкие алкогольные напитки, чуть-чуть выше. Но это уже в сопоставимых рамках.

- То есть, в принципе, прогресс есть, только надо его закрепить?

- Конечно.

- Желаю вам удачи, потому что это задача, требующая самоотрешения.

- Будем стараться.