Тема:

Теракт над Синаем 2 года назад

Раньше самолеты "Когалымавиа" не падали, но разваливались и сгорали

Еще одна проверка проходит в Самаре, на месте последней заправки лайнера "Когалымавиа". Там будут изъяты образцы топлива и вся необходимая документация, которая может пролить свет на причины аварии. Во время последней проверки к "Когалымавиа" не было никаких претензий, но раньше аварии случались.

Еще одна проверка проходит в Самаре, на месте последней заправки лайнера "Когалымавиа". Там будут изъяты образцы топлива и вся необходимая документация, которая может пролить свет на причины аварии. Во время последней проверки к "Когалымавиа" не было никаких претензий, но раньше аварии случались.

Несколько раз самолеты "Когалымавиа" попадали в сводки авиационных ЧП. 1 января 2011 года. Сургут. Ту-154 готовится к вылету в Москву. Подъехал автобус с пассажирам. Люди поднимаются на борт. Экипаж обсуждает параметры полета. Вскоре тягач уже выталкивает лайнер на рулежную дорожку. Проверка готовности бортовых огней. Несколько мгновений — и раздается хлопок. Салон авиалайнера мгновенно заполняется едким дымом.

"Все происходило в считаные секунды. Полная дезориентация в пространстве. Невозможно было различить людей", — вспоминают пассажиры того рейса.

Инструкция для бортпроводников в таких случаях требует только одного — пробиваться к выходам, выпускать аварийные трапы и спасать людей. Автоматика срабатывает вовремя. Ни одну аварийную дверь даже не заклинило. Но добраться до них в таких условиях не так просто, как кажется.

"К выходам, которые расположены в первом салоне, невозможно было пробраться, потому что произошло моментальное задымление всего салона, его наполнил черный едкий дым, началась паника среди пассажиров", — рассказала одна из стюардесс.

Все происходит за считаные секунды. И именно секунды все и решают. В салоне — шок, оцепенение. Ту-154 тогда сгорел менее чем за десять минут. Охваченный огнем фюзеляж лайнера развалился на части. Трое пассажиров погибли.

Другая катастрофа на счету "Когалымавиа" — в 2010 году в Иране, в аэропорту Мешхед. Тогда другой Ту-154 — машина была в ливрее местного перевозчика Taban Аir — при посадке в сложных погодных условиях подломил стойки шасси. 40 человек пострадали. Обугленный салон, искореженный фюзеляж — все, что осталось от самолета.

В том же 2010-м — еще одно ЧП – аварийная посадка А-320, который, выполняя рейс в Хургаду, был вынужден вернуться в Домодедово. Все обошлось без жертв и пострадавших. Сама компания "Когалымавиа" появилась в 1993 году в Ханты-Мансийском округе, как и многие мелкие перевозчики, после развала еще советского аэрофлота. Летала на Север. Выполняла рейсы на вертолетах — по заказу нефтяников и газовиков.

В последние годы многое изменилось. Ту-154 и Ту-134 ушли в прошлое. После ребрендинга в 2012 году компания стала называться MetroJet. Два года выполняла перевозки по заказу известного немецкого туристического гиганта TUI. В последний год — под брендом другого туроператора — Brisco. В прошлом году MetroJet перевезла более миллиона пассажиров, а выручка составила без малого 8 миллиардов рублей.

В парке компании до сегодняшней катастрофы были семь А-321 и две машины А-320. Разбившийся борт был построен в 1997-м и раньше летал под флагом Middle East Аirlines, турецкой Onur Аir, "Авиалиний Саудовской Аравии". Средний возраст Airbus А-321 у "Когалымавиа" — 17 лет. Это, как говорят специалисты, нормально — рабочий возраст для машин такого типа. Да и вообще в авиации нет понятия "старый самолет" — состояние машины зависит в первую очередь от обслуживания. И, возможно, именно этот нюанс заинтересует проверяющих.

Что касается семейства А-320, к нему относится и разбившийся 31 октября А-321, самый длинный и вместительный среди собратьев, то это один из самых массовых самолетов в мире. И, само собой, авиационные ЧП с этим типом самолетов бывали не раз. В том числе катастрофой закончился один из первых полетов в далеком 1988-м во Франции. Тогда лайнер, выполняя показательный полет, упал в лес.

А всего потеряно 33 машины такого типа, и в этих катастрофах до 31 октября 2015 года погибли одна тысяча 102 человека. Однако тысячи среднемагистральных Airbus теперь, что называется, — рабочая лошадка мировой гражданской авиации, они успешно эксплуатируются в десятках авиакомпаний. Собирают эти лайнеры и во французской Тулузе на головном предприятии Airbus, и в немецком Гамбурге.

А доставляют различные компоненты будущего лайнера на самолете-грузовике "Белуха". О том, насколько велик спрос на такие машины, говорят цифры: построено почти 6700 таких лайнеров – рекорд — а заказано свыше 7 тысяч. И, несомненно, Airbus не менее остальных заинтересован в том, чтобы разобраться в причинах авиакатастрофы. Эксперты производителя уже готовы оказать всяческую помощь, касающуюся расследования.