"Городские технологии": открытие "Геликон-оперы" и других театральных долгостроев

Памятник архитектуры, когда-то здесь пел Федор Шаляпин, а сейчас один из театральных долгостроев Москвы последних лет. В 2002 году это здание решили закрыть на реконструкцию. Реальные работы начались через пять лет и достаточно быстро закончились. Подрядчик заявил, что не справляется с задачей.

Памятник архитектуры, когда-то здесь пел Федор Шаляпин, а сейчас один из театральных долгостроев Москвы последних лет. В 2002 году это здание, в котором располагалась "Геликон-опера", решили закрыть на реконструкцию. Реальные работы начались только через пять лет и, надо сказать, достаточно быстро закончились. Подрядчик заявил, что не справляется с задачей. Нашелся другой подрядчик, который со своей задачей справился. Сейчас свой 26-й сезон "Геликон-опера" открывает на исторической сцене.

Новый зал "Геликон-оперы" назван именем "Стравинского", занимает 13 тысяч квадратных метров общей площади. "Звездный потолок" как напоминание о том, что театр построен в историческом дворе. Стена усадьбы XIX века после реставрации стала частью интерьера. Икона "Георгия Победоносца": "Геликон-опера" — театр московский.

Зал в виде античного амфитеатра: каждый следующий ряд выше предыдущего. Система подогрева и вентиляции вмонтирована в пол, чтобы не было посторонних шумов. Сами кресла сделаны из звукоотражающих пород дерева. Качество акустики для "Геликона" имеет принципиальное значение.

"Эти стены сделаны из массива дуба. Это именно для того, чтобы не было эха в зале сильного. Дуб как раз глушит. Под полом сделан второй пол, который имеет такую реверберационную зону, так бывает в старинных театрах, когда зритель сидит и мурашки по коже идут, здесь этот эффект достигнут тоже. Оркестровая яма сделана из сосны – акустический материал. Арьерсцена черная – это штукатурка, которая называется "шуба". Штукатурка, которая отражает звук", — рассказал художественный руководитель театра "Геликон-опера" Дмитрий Бертман.

Из эксклюзивных решений – анимационные окна, в которых установлены плазменные панели, и колокольная звонница, расположенная в арьерсцене.

"Это для спектаклей "Борис Годунов", для спектаклей "Русские оперы", в которых прописаны колокола. Вот они будут играться здесь настоящим звонарем", — добавил Бертман.

"Механика сцены", как говорят специалисты, на уровне лучших оперных театров мира. Штанкеты — с возможностью синхронизации. Интеллектуальная система художественной подсветки. На основной сцене — 26 автономных платформ, которые выдвигаются с разной скоростью и на разную высоту. Есть еще выдвижная сцена с поворотным кругом.

"Эта вся платформа выдвижная. Она вся выезжает сюда. Круг может крутиться, подниматься, опускаться. Под кругом находится еще одна сцена, которая заряжается декорациями и может поменяться с этой сценой. Я буду пользоваться этим максимально и буду наслаждаться, что такие возможности существуют", — сказал Дмитрий Бертман.

Новый этап в жизни "Геликон-оперы" начнется 14 ноября, когда на новой сцене пройдет первая премьера – "Садко" Римского-Корсакова.

В этом году в Москве завершается сразу несколько театральных долгостроев. Кроме "Геликон-оперы" это театры Виктюка, Градского, Бабкиной, театр танца "Гжель", Малая сцена Вахтангова и театр Табакова. Открытие музыкального театра Александра Градского состоялось в сентябре. "Градский Холл" расположен в здании бывшего кинотеатра. Реконструкция длилась много лет и была вялотекущей, как говорит сам музыкант. Но в этом году ее ускорили и завершили работы буквально за несколько месяцев.

"В городе есть очень много объектов, на мой взгляд, более необходимых, чем театр. Больницы, школы, здания, обеспечивающие функционирование городских служб. Театр все-таки это изыск. Это эксклюзивная работа. Посему я терпеливо ждал довольно-таки долго. Было решение городских властей довести этот проект до конца. Достаточно быстро это сделали", — заявил руководитель музыкального театра "Градский Холл" Александр Градский.

Театру Табакова реконструировать по большому счету было нечего. До сих пор трупа ютилась в подвале на Чистых прудах, где раньше был угольный склад. Чтобы полноценно отрабатывать репертуар, театру приходилось арендовать шесть выездных сцен. В новое здание "Табакерка" должна была переехать еще в 2007 году, но делает это только теперь.

"Строительная часть театра Табакова завершена. Мы непосредственно с самим Табаковым находимся на постоянной связи. Он попросил, точнее, настойчиво просил поставить самое лучшее оборудование, немецкое. Мы заключили контракт на поставку этого оборудования. Сейчас часть изготовлена, часть находится в пути. Мы до конца года соберем, в начале следующего оно будет запущено в эксплуатацию", — сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

Театр Табакова займет почти семь тысяч квадратных метров в новом многофункциональном центре на улице Гиляровского. Зрительный зал на 400 человек не будет казаться камерным благодаря специальной технологии объемного звука.

"В зале расположено 84 акустических колонки, которые располагаются по всему периметру зала. Присутствует на потолке и на стенах. Они позволяют создавать звуковые эффекты для приезда поезда и присутствия человека на перроне и увеличивать пространство зрительного зала. У человека будет ощущение, что он находится в большом театре", — рассказал главный архитектор проекта Павел Качарава.

Новая сцена театра имени Вахтангова – еще один долгострой Москвы, завершения которого трупа и зрители ждали 13 лет. В середине сентября начали играть спектакли.

"Это наш ребенок, которого мы ждали долго-долго. Этой сценой решаются многие проблемы, в основном, чтобы актеры играли. Играли и не чувствовали себя забытыми, ненужными. Всегда есть возможность здесь проявить себя", — заявил народный артист России Владимир Симонов.

Новый театральный корпус построен в рамках инвестконтракта, без бюджетных денег. Инвестор вложил в проект около одного миллиарда рублей. Под театр отдано 6,5 тысячи квадратных метров площади многофункционального центра на Арбате. Классического разделения между сценой и зрительным залом на 250 человек здесь нет.

"Это зал-трансформер. Блэкаут, блэкбокс такой, черный кабинет, где будут присутствовать в спектаклях минималистические, сценографические решения в плане декораций и костюмов. На первый план выходит вот то человеческое, камерное, доверительное общение, которое должно возникнуть в этом пространстве между зрителем и актерами", — сказал директор театра имени Вахтангова Кирилл Крок.

Все билеты на новую сцену театра Вахтангова до конца года уже проданы. В январе спектаклей будет больше: запланировано 23 показа.

"Если говорить про стандартный московский театр, то 23 спектакля – это репертуар всего театра. А это мы говорим только о спектаклях на новой сцене. Еще есть основная сцена, есть студия. Всего театр за январь сыграет около 70 спектаклей. А дней — тридцать. Вот вам ответ, насколько это востребовано", — сообщил Кирилл Крок.

Новые или реконструированные сцены дают возможность столичным театрам воплощать в жизнь любые творческие задумки: насыщенная театральная жизнь Москвы становится еще интереснее и притягательнее для зрителей.

Развитие городских территорий в соответствии с принципом "культурного максимума" — вот какую задачу ставит перед собой столичный департамент культуры. Можно, конечно, гадать, что это значит, можно и спросить напрямую руководителя ведомства.

- Александр Кибовский, расскажите, пожалуйста, что такое "культурный максимум", с чем его едят?

- Дело в том, что есть же разные подходы к тому, как планировать развитие города, в частности, эта проблема обсуждалась на урбанистическом форуме. То, чем правительство Москвы серьезным образом занимается с 2011 года, это, извините, вообще модель отношений "город-человек". То есть, проще говоря, если раньше у нас была модель "дом – работа", "работа – дом"… И, само собой, это приводило к экстенсивному фактически такому использованию человеческого ресурса, уж как бы это ни звучало казенным языком, но я сейчас, в рамках урбанистического форума, такими формулировками буду оперировать. Само собой, это порождало многие вещи, связанные с возможностью людей чувствовать себя хозяевами города, понимаете, созданием комфортной среды. Поэтому задача была поставлена так, чтобы, планируя наши проекты в самых разных направлениях, изменить эту систему и чтобы она поменялась на "дом – парк", "работа – сквер", "дом – какие-либо театральные или музейные мероприятия"

- То есть расширить каким-то образом вот эту парадигму?

- Конечно, конечно. Расширить ее можно только с помощью средств, которые предоставляет культурная составляющая, причем в самом широком смысле этого слова. Поэтому, когда мы говорим о "культурном максимуме", мы говорим о том комплексе мер, которые принимаются при планировании развития городской среды с тем, чтобы сделать город комфортным и максимально обращенным к горожанину, чтобы та сеть и культурных учреждений, и тех пешеходных открытых пространств, которая у нас есть, была востребована у москвичей.

- Когда идут разговоры о том, чтобы оптимизировать бюджет, чтобы каким-то образом его привести в соответствие с теми экономическими реалиями, в которых мы сейчас находимся, сразу вспоминается история, наверное, тех же самых 90-х – начала 2000-х годов, когда у нас первое, что секвестрировалось, это культура. Что сейчас, в тех условиях, в которых мы находимся, они тоже не самые лучшие?

- Это так, но дело в том, что у нас, в принципе, расходы на нашу отрасль находятся в нормальном формате. Там минимальные были корректировки, и, более того, они таковы, что мы их спокойно выдерживаем. Просто в рамках того, что мы имеем соответствующую довольно серьезную экономию по бюджетному процессу, по годам. Самые, наверное, капиталоемкие – это вещи, связанные с какими-то работами по реконструкции, по ремонту, и, как вы знаете, когда проводятся конкурсные аукционные процедуры, всегда возникает экономия. Поэтому те корректировки, которые на проекте бюджета были сделаны, мы на них смотрим спокойно, потому что в данном случае они не затрагивают ни одного жизненно важного процесса в нашей сфере и покрываются вот той экономией, которую мы имеем по году. Это прогнозируемый и абсолютно управляемый процесс.

- Где-то ощущается нехватка инвесторов, где-то, наоборот, говорят, что с инвесторами всё в порядке. В культуре какие дела?

- Например, надо сказать, что у нас одна треть премьер московских театров проходит за счет средств не бюджетных, когда либо сам театр, либо с привлечением каких-то инвесторов финансирует постановку. Это очень серьезный объем. Понятно, что в развитии каждого театра это, может быть, небольшая сумма, но, если мы посмотрим в целом, то это очень серьезно. Мы говорим о том, что частный сектор к театру относится с большим вниманием. Допустим, было 99 премьер – это серьезная цифра. Если мы будем говорить о детском отдыхе, то у нас в этом году детей с ограниченными возможностями, детей с особенностями отдохнуло в 4 раза больше, чем в прошлом году. Конечно, мы не смогли бы это реализовать, если бы не помощь, в том числе и фондов, благотворительных фондов, но нам это удалось. Я считаю, что это очень правильная динамика. Я не сомневаюсь, что в следующем году и в дальнейшем она будет развиваться. По вопросу реставрации памятников, уже не секрет, что инвестиции в эту сферу составляют миллиарды рублей и половина московских памятников практически реставрируется за счет внебюджетных источников, за счет частных инвесторов. Это не только какие-то разовые отдельные проекты или какой-то особняк, но есть целые территории комплексные, которые приводят в порядок. Поэтому, в принципе, говорить о каких-то таких тревожных сигналах, сильно тревожных сигналах не приходится. Те наработанные доверительные отношения за три года с частным сектором, которые выпестовались каждый в ручном режиме, сначала мы вели. Сергей Семенович лично проводил встречи и штабы с представителями бизнеса по этой теме, они дают свой результат. Вот сегодня мы имеем стабильность, благодаря тому, что был сделан целый комплекс превентивных мер, когда у нас ситуация была более благоприятная, и выстроили отношения настолько партнерские и доверительные с представителями бизнес-сообщества, что сегодня именно они нам позволяют с уверенностью смотреть в будущее.

- Спасибо большое, что ответили на наши вопросы.