Успех выставки к 150-летию Валентина Серова превзошел все ожидания

Выставка работ Валентина Серова бьет все рекорды популярности: за три недели там побывали более 80 тысяч человек. В связи с этим руководство Третьяковки на Крымском валу даже решило продлить работу.

Выставка работ Валентина Серова бьет все рекорды популярности: за три недели там побывали более 80 тысяч человек. В связи с этим руководство Третьяковки на Крымском валу даже решило продлить работу — с четверга по воскресение она будет работать до 9 часов вечера. Почему именно работы "Пушкина в живописи", как еще называют портретиста, вызвали такой интерес у столичной публики?

В будни по три тысячи человек, в выходные — по шесть тысяч в день. Успех масштабной выставки к 150-летию Валентина Серова в Третьяковской галерее на Крымском валу превзошел все ожидания. Музей идет навстречу. Билет можно заказать онлайн. Четыре дня в неделю экспозиция работает до девяти вечера. Но все равно люди приходят с утра и стоят в очереди.

Придворный живописец Серов приветствовал революцию 1905 года. Благодаря этому в СССР его не запретили, и он не разделил участь друзей из объединения "Мир искусства". Несколько поколений советских людей рассматривали в учебниках репродукцию его "Девочки с персиками". И знали, что это наше национальное достояние вместе с Троицей Рублева и "Золотой осенью" Левитана. Его живопись любят. Это реализм. Ясный и чистый, без излишних деталей и сложносочиненных сюжетов. Реализм, обогащенный импрессионистическими находками французов с их свободной манерой письма и игрой света. Серов взял у французов лучшее, но при этом был великим рисовальщиком, который одним мазком большой кисти передавал фактуру и складки роскошных тканей, и изгиб шеи арабского скакуна. Великий колорист. У него сияющий белый, бархатный черный, у него миллион оттенков серого, невероятное золото — эполет ,эфесов ,диадем. Написано все это, как говорят живописцы, вкусно.

"Прошло сто лет. Есть ностальгия по тому времени, которое дало столько известных личностей. когда искусство было другим и были другие ценности", — считает Ирина Лебедева, генеральный директор Третьяковской галереи в 2009-2015 годах.

Страна была разной, но картины Серова соответствуют идиллическому представлению о России Тут именно балы, красавицы, лакеи ,юнкера. Люди той эпохи – от деятелей искусства, начиная с Левитана и лучшего друга Коровина (их так и звали — "неразлучные Коров и Серовин"), до аристократов. Портрет княгини Ольги Орловой. Видно, что художник отнесся к заказчице с иронией. Это взбалмошная истеричка с выставленной напоказ ножкой, обутой по последнему крику моды. Семья князей Юсуповых. Старший князь Феликс: он хотел, чтобы главным на картине был его конь. Так и получилось. Младший Феликс — красавчик, сноб, поджавший губы. "Дориан Грей" Северной столицы. Это он в своем дворце организует убийство Распутина. Зинаида Юсупова, одна из первых красавиц столицы. По отзывам — умная и добрая. Но видно, что Серов много раз переписывал ее лицо, значит она тоже капризничала. А вот самая скандальная из моделей — Ида Рубинштейн. Ее портрет вызвал шок у стареющего Репина и восхищение Бенуа. Прошло сто лет, но Иду Рубинштейн, ее фигуру и лицо с жаром обсуждают и сейчас посетители выставки, как будто это фотография старлетки в глянцевом журнале.

"Зрители испытывают те же эмоции, что и художник в момент написания портрета. Он глубоко психологичен", — говорит Зельфира Трегулова, генеральный директор Третьяковской галереи.

У каждого портрета этикетка с самой полной биографией изображенного. Александр Третий умер своей смертью, его портретов несколько, и лучший приехал из Дании. Его Серов писал по фотографиям. А фигуру писал с гренадера. А вот картина, получившая гран при в Париже: генерал от кавалерии, великий князь Павел Александрович. Тут и конь великолепен, и блеск кирасы, и еле видный сзади денщик. Через двадцать два года великого князя расстреляют у стен Петропавловки. Тамара Карсавина — самая интеллектуальная балерина Мариинского театра. Несравненная Анна Павлова на афише Дягилевских сезонов. Сыновья художника на берегу Финского залива. Сейчас это престижные места, петербургская Рублевка. За 22 года Серов успел многое: был трудолюбив, но главное — эмоционален. Его картины наполнены хорошей энергией, которая передается зрителю. Это уж точно-красота, которая спасает мир.