Гельмут Шмидт: "громкий" канцлер, понимавший русских

Владимир Путин направил соболезнования президенту и канцлеру Германии в связи с кончиной бывшего главы правительства ФРГ Гельмута Шмидта. Он занимал пост главы правительства с 1974 по 1982 годы в очень непростое для Западной Германии время. В последнее время он болел и перенес непростую операцию.

Владимир Путин направил соболезнования президенту и канцлеру Германии в связи с кончиной бывшего главы правительства ФРГ Гельмута Шмидта. Он занимал пост главы правительства с 1974 по 1982 годы — в очень непростое для Западной Германии время, которое запомнилось нефтяными кризисами, ростом уровня безработицы и террором так называемой "Фракции красной армии". В последнее время он тяжело болел и перенес непростую операцию.

Его называли символом нации, "старым канцлером" и иногда — в шутку — "громким". Чтобы убедить собеседника в своей правоте, Гельмут Шмидт не жалел ни хлестких фраз, ни голоса: собеседник должен его понять и, желательно, согласиться. Впрочем, с годами эту привычку в ораторском арсенале политика заменил юмор. "Через 10 лет все эти господа будут сидеть в инвалидных креслах, ну а меня — меня там точно не будет!" — заявил как-то бывший канцлер.

А ведь эта шутка оказалась не так уж и далека от правды: Шмидт, не расстававшийся с сигаретой даже в прямом эфире, прожил долгие 96 лет. Рекорд для всех немецких политиков — без исключения.

- Вилли Брандт открыл дверь социал-демократии для нашей страны и проложил для нас курс к современной Германии.

Наступил 1974 год — первый для Шмидта-канцлера и второй для международного энергетического кризиса. Экономика ФРГ ощутила тогда все "прелести" перепроизводства — лишние мощности пришлось останавливать, а штат — сокращать. Как результат — общее падение уровня жизни, пусть и ненадолго. Шмидту удалось выправить ситуацию — помогли реформы. Жизнь постепенно налаживалась.

Вот только во внешней политике о самостоятельности Германии и речи не могло идти — страна долго расплачивалась по военным долгам. А потому Бонн вслед за другими поддержал размещение дополнительных американских ракет на своей территории — ответ на якобы "возросшую советскую угрозу". А сам Шмидт в то время стал автором исторической фразы: "Советский союз — это Верхняя Вольта с баллистическими ракетами". Многим — в особенности за океаном — понравилось. Впрочем, такая милитаризация и усиливающаяся авторитарность правления не пришлись по вкусу дома. В 1982 году бундестаг вынес Гельмуту Шмидту вотум недоверия.

Но уход из большой политики не означал устранения из общественной жизни. С 1982 года Шмидт возглавлял одно из самых авторитетных изданий современной Германии — газету Die Welt. В свободе слова себе не отказывал. Что примечательно, за некоторые свои высказывания Шмидт заработал даже прозвище "понимающий русских" — кардинальная смена риторики.

"Вы встречались с Путиным в 2013 году в Москве. И вас критиковали за то, что вы, в свою очередь, критиковали европейских политиков — да так, что Путину пришлось их защищать? Как нам обходиться с тем, кто постоянно может нас удивить своими действиями, с тем, кто разрушает доверие?" — спросила его телеведущая Сандра Майшбергер.

"Доверие основано на двух сторонах, и оно разрушается идиотскими предложениями и намерениями со стороны ЕС расшириться до Украины, Грузии, Армении. Все это — изрядная глупость. Такое поведение в политике достойно ребенка", — ответил Гельмут Шмидт.

Почти сто лет поиска привели Шмидта к простому выводу: чтобы вернуть былое величие, Германии нужно вспомнить старую истину — мы должны понимать своих соседей, даже если нам пытаются в этом помешать.