Защитникам Павленского: театр сгорит и без вас. Реплика Андрея Норкина

Тут недавно один дядька ночью дверь поджег. Полиция его задержала, а суд решил на время следствия посадить под арест, чтобы он еще чего-нибудь не учудил. Спрашивается: стоит ли эта история того, чтобы ее разбирать в нашей программе? Стоит. Ибо вызвала она очень шумную правозащитную реакцию.

Тут недавно один дядька весьма интригующей наружности ночью дверь поджег. Полиция его задержала, а суд решил на время следствия, то есть на месяц, посадить под арест, чтобы он еще чего-нибудь не учудил. Ибо раньше неоднократно занимался членовредительством.

Спрашивается: стоит ли эта история того, чтобы ее разбирать в нашей программе? Стоит. Ибо вызвала она очень шумную, как водится, правозащитную кампанию, которая пока бушует на просторах наших Интернетов, но дня через два-три выплеснется на страницы зарубежных газет и экраны иностранных телеканалов. Речь идет о художнике-акционисте Петре Павленском. Он не просто дверь поджег, а провел акцию с глубоким смыслом. Ну, и дверь, конечно, была не простая, а сакральная – в здании ФСБ на Лубянке.

Художник Павленский только на первый взгляд выглядит, скажем так, человеком с особенностями психики. Но, уверяю вас, он далеко не безумен. Его акции точно просчитаны и всегда достигают поставленной цели. Отрезал себе художник мочку уха – заметили, повспоминали Ван Гога. Зашил себе рот – это не иначе, как акция в защиту свободы слова. Потом художник перенес свои выступления в публичные места. Пришел на Красную площадь, разделся догола и прибил свое причинное место прямо к брусчатке. Ну, тут уже и ежу понятно: протест против "кровавого режима"! Типа, держит он всех россиян за яйца, не дает вдохнуть впалой грудью воздуха свободы.

Прославился художник на весь мир, перестал портить себя, начал портить государственное имущество. Дверь сжег. Но гражданскую активность уже так просто не остановишь. Защитники организованно, хором, начинают свои выступления. Вот, например, депутат Дмитрий Гудков пишет: "Все, конечно, прекрасно продумано: и время — утро понедельника, чтобы сразу обеспечить СМИ главной новостью, и картинка — лицо аскета на фоне пожара. Как акт искусства — практически безупречно, не нужны никакие пояснения".

Действительно, какие пояснения. Это Pussy Riot никак сами с собой не могли договориться, то ли у них художественная акция была, то ли политическая. А тут все понятно. И про время, и про место, и про СМИ. Поэтому, кстати, художник Павленский сейчас и требует, чтобы ему обвинение по статье "Терроризм" предъявили. Потому что, если бы он поджег двери продуктового магазина, то вышла бы какая-то пьяная бытовуха. А дверь депутата Гудкова поджигать – идея, вроде бы, эффектная, но можно хорошего человека обидеть. А так получается, по определению уже Виктора Шендеровича, "отчаянное, с огромным риском для собственной судьбы, моральное сопротивление!"

Однако я хотел бы предупредить уважаемых гражданских активистов от поспешности. Сегодня некоторые из тех, кто в начале года буквально и фигурально надел на себя майки с надписью "Я — Шарли!", в очередной раз выступают с разъяснением своих действий. Когда в январе исламистские фанатики расстреляли сотрудников журнала Charlie Hebdo за их карикатуры, это вызвало очень громкую и возмущенную реакцию. "Шарлисты" собрали несколько миллионов евро благотворительной помощи, после чего решили, что больше не будут рисовать карикатуры на пророка Мухаммеда. Как пояснил главный редактор и издатель журнала Лоран Суриссо: "Мы использовали карикатуры на пророка, чтобы защитить принципы свободы самовыражения". Защитили, значит. Стали рисовать утонувшего сирийского ребенка, над которым сетовал макдональдовский клоун. Мол, мечта была так близко! Наши "Я – Шарли" сказали , что это было сатирическое высмеивание язв общества потребления. Теперь в Charlie Hebdo нарисовали карикатуры на россиян, погибших в авиакатастрофе в Египте. К нашим гражданским активистам посыпались вопросы: вы все еще "Шарли"? Или уже нет?

Те, кто потрусливее, говорят: а я не видел этих карикатур. Все газеты их напечатали, все телеканалы показали, все соцсети "расшарили". А я – не видел! Другие, те, кто посмелее, настаивают: я не с карикатурами солидарен, и не с журналом даже, а с убитыми журналистами! И вообще — за картинки нельзя убивать. Так их убили почти год назад. Сейчас картинки другие художники рисуют. А убивать вообще никого нельзя ни при каких обстоятельствах.

Только я хочу сказать, что убивают не за картинку, не за слово, а за позицию! А есть позиция, заключающаяся всего лишь в демонстративном, публичном, многократно повторяющемся проявлении собственной вседозволенности, собственного желания, не считаясь ни с кем и ни с чем, глумиться над религиозными святынями, над жизнями людей, детей… И денежку небольшую, конечно же, заработать, потому что все это – свободное творчество, политическая сатира и художественная акция.

Паскудство это все, на мой взгляд! Раньше за такое на дуэль вызывали. Сейчас времена другие. Не скажу, что они стали лучше или хуже, но не писанный закон человеческих отношений остался неизменным.

За каждым безответственным словом всегда следует безответственный поступок. А ложное — умышленно или нет — понимание термина "свобода" приводит к страшным человеческим трагедиям. И все эти кампании в защиту политических карикатуристов и художников-акционистов — из того же ряда. Я не знаю, куда занесет творческий порыв господина Павленского. Он человек молодой, у него вся жизнь впереди, планов, поди, много. Поэтому, друзья, не нужно сейчас бежать наперегонки к костерку, разведенному художником Павленским, держа в своих натруженных компьютерной клавиатурой лапках индивидуальную пачку хвороста.

Есть такой анекдот. Мол, Герострата, когда он сжег храм Артемиды в Эфесе, спросили: "Что ж ты, негодяй такой, храм сжег? Тебе что, театра было недостаточно?" "Театр и без меня сгорит", — ответил Герострат. Так что, уважаемые профессиональные гражданские активисты, не торопитесь. Подумайте. Вдруг снова оправдываться придется. А театр, как говорится, сгорит и без вас. До свидания!