"Транспорт": перспективы "Трансаэро" и метро в Подмосковье

Перспективы "Трансаэро": Росавиация отзывает у компании сертификат эксплуатанта. Метро – это легко: в Подмосковье появится новый вид транспорта. Речники жалуются на сложности грузоперевозок.

Росавиация отозвала у "Трансаэро" сертификат эксплуатанта. И уже с понедельника компания должна прекратить свои собственные полеты. Решение, которое назревало так долго, и в которое никто не хотел верить.

"По результатам проведения внеплановой инспекционной проверки и в связи с ухудшением основных показателей и финансово-экономической деятельности эксплуатанта, влияющих на безопасность полетов и права потребителей, комиссия предложила аннулировать действие сертификата эксплуатанта. Акт по результатам проверки был утвержден вчера, 20 октября", — отметил глава Росавиации Александр Нерадько.

На первый взгляд, вроде бы все акценты и приоритеты расставлены. Сертификат "Трансаэро" восстановлению не подлежит. А это значит, что с момента ввода в действие зимнего расписания – с 26 октября — самолеты этой авиакомпании больше не смогут перевозить пассажиров.

"С сентября, когда вынуждены были перейти на операционное управление, все пассажиры, имеющие на руках билеты до 15 декабря, будут перевезены по соответствующим направлениям. Те, кто купил билеты с датой возвращения после 15 декабря, таким пассажирам деньги в полном объеме будут возвращены либо самой компанией "Трансаэро", либо, если это по каким-то причинам окажется невозможным, через авиакомпанию "Аэрофлот", — добавил министр транспорта Максим Соколов

В сложившейся ситуации кредиторам авиакомпании повезло меньше, чем пассажирам. О бедственном финансовом положении "Трансаэро" стало известно давно.

После того, как авиакомпания опубликовала первую финансовую отчетность, общий долг по данным за первое полугодие 2015 составил 208 млрд рублей. 79 млрд рублей из них – задолженность перед банками, 71 млрд – перед лизингодателями и 41 млрд — перед различными поставщиками. С сентября к перевозчику обратились с исками еще на 15,8 млрд рублей. Почти 5 млрд рублей собирается взыскать "Аэрофлот". В такую сумму компания оценила свои затраты на перевозку пассажиров "Трансаэро". Лизинговые компании выступили с финансовыми претензиями на сумму около 4 млрд рублей, больше 3 млрд требует группа ВТБ. Еще около 4 млрд – топливные компании. Аэропортам "Трансаэро" просрочила долг за обслуживание около 900 млн рублей. Остальным поставщикам авиакомпания задолжала еще больше миллиарда.

Спасти "Трансаэро" могла бы еще одна крупная российская авиакомпания S7. Акционер группы перевозчиков S7 Вячеслав Филев на минувшей неделе заявил о покупке 51% акций "Трансаэро", акции "Трансаэро" на бирже сразу же взлетели на рекордные 187%, но информация о сделке не подтвердилась. В условиях, когда оплатить долги банкрота просто некому, банки-кредиторы уже начали забирать самолеты у "Трансаэро" и увеличивать свои исковые требования. "Аэрофлот" уже заявил о готовности взять в свой парк 34 из этих самолетов и взять на работу 6 тысяч бывших сотрудников "Трансаэро".

"У лизингодателей будет непростой выбор. С одной стороны, передать самолеты "Аэрофлоту", который является надежным партнером, хотя, возможно, и потерять в величине лизинговых платежей. Либо представить эти самолеты на лизинговом рынке, в том числе и международном, с учетом того, что российские лизинговые компании не имеют в большинстве опыта ремаркетинга самолетов на международном рынке, это может быть сопряжено с большими финансовыми потерями", — пояснил глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.

А вот для российских авиакомпаний самым лакомым куском в ситуации с "Трансаэро" стали маршруты. У компании было 156 международных направлений. По решению межведомственной комиссии по допуску перевозчиков на международные маршруты 56 из них уже отдали "Аэрофлоту" сроком на год. Затем допуски на эти маршруты можно будет продлить. В 2016 решение примут с учетом компенсации расходов "Аэрофлота", которые авиакомпания понесла за перевозку пассажиров "Трансаэро". Остальные маршруты, скорее всего, Минтранс распределит между другими перевозчиками.

Метро — это легко

Отправимся в Подмосковье. Там готовятся к запуску масштабного транспортного проекта – линии легкого метро, которая свяжет крупнейшие города региона. Интересно, что большую часть строительства планирую провести за счет частных инвесторов. Корреспондент Алексей Калякин попытался представить, каким будет Подмосковье через несколько лет.

Ирина Тимошенко проживает в подмосковной Балашихе, но часто ездит в Подольск. На машине дорога занимает полтора часа. Общественным транспортом – в два раза больше.

"Проблема, конечно существует. Потому что очень много городов в Подмосковье и людям приходится мучиться, вот так пересаживаться — с одного вокзала, на другой. Так было бы удобнее, если бы было кольцо, или еще что-нибудь", — надеются пассажиры.

Дорога, которую планируют начать строить в 2017, пройдет через 26 крупных населенных пунктов Московской области: Долгопрудный, Мытищи, Балашиха, Железнодорожный, Раменское, Домодедово, Подольск, Внуково, Одинцово, Красногорск, Химки и другие. Там в общей сложности проживают более 2,5 млн. человек. Протяженность линий составит 241 километр. И все они со временем образуют между собой одно большое кольцо вокруг мегаполиса.

"Мы рассчитываем на то, что мы сможем привлечь частные деньги в этот проект. Естественно, потребуются и бюджетные инвестиции. Подобного рода проекты нигде в мире не реализовывались точно за частный капитал. Но соотношение частного капитала по отношению к бюджетным инвестициям, мы постараемся выдержать высокую долю частного капитала", — рассчитывает министр инвестиций и инноваций Московской области Денис Буцаев.

По территории Подмосковья проложат всего 187 километров. Остальные пути пройдут по Москве. На новом кольце будет примерно 50 станций, из них 34 транспортно-пересадочные.

Первым участком строительства станет южная ветка – Подольск-Раменское. Ее длина составит 65 километров. Пассажиропоток здесь может возрасти до 10 тысяч человек в час. Ветка пройдет через Домодедово. И время в пути, например, из Раменского в аэропорт может сократиться почти на треть.

А вот что касается подвижного состава, то каким он будет – пока так и не ясно. Возможно, будут строить легкое метро, возможно, запустят скоростной трамвай. Средняя скорость движения — 45 км/ч, максимально подвижной состав сможет разгоняться до ста.

"Технологически мы сейчас рассматриваем все возможные варианты. Необходимо обосновать лучший. Понятно, что грань между терминами ЛРТ — скоростной трамвай, легкое метро — немножко размыта. То есть, нет установленного разделения между такими видами транспорта. Но есть определенная зарубежная практика, где те или иные системы применяются. Мы пытаемся лучшее из этого принести в наш проект", — добавил заместитель генерального директора АНО "Дирекция Московского транспортного узла" Петр Красиков.

Проект скоростного внеуличного транспорта снизит нагрузку автомобильных дорог на 25% и на треть сократит время перемещения между населенными пунктами и аэропортами, уверены специалисты. В 2016 году по планам начнется проектирование кольца. И есть основание полагать, что еще через год в Подмосковье начнут строить первый участок.

Речной транспорт: сложности грузоперевозок

Переходим к речному транспорту. Перевозчики бьют тревогу. Грузооборот на водном транспорте сокращается из года в год. Всему виной – обмеление рек. В чем причина и как этого избежать?

Ростовская область. Уровень Цимлянского водохранилища опустился до критических минимумов. Созданное 60 лет назад оно должно было обеспечивать глубину, необходимую для судоходства по Волго-Донскому водному пути. Но последние несколько засушливых лет привели к тому, что необходимых запасов практически не осталось.

И это не единственный случай. Практически во всех речных бассейнах снизился уровень воды, что в свою очередь повлияло на перевозчиков. Эксперты отмечают, что объем грузов, доставляемых водным путем, резко сокращается.

На начало октября этого года объем перевозок по российским рекам составил всего 113 с половиной тысяч тонн грузов. Это самый низкий показатель за последние годы. Всего же за последние три года падение составило почти двадцать процентов.

Для того, чтобы доставить груз к месту назначения, речникам приходится идти на разные хитрости. Где-то суда загружаются лишь на половину, а где-то приходится использовать суда меньшей осадки и вместимости, перегружая товар. Скорость доставки падает, а издержки растут. По некоторым оценкам, в этом году объем убытков может составить до 20 миллиардов рублей.

"У нас большие расходы идут, затраты. Мы переваливаем из одного судна в другое. И вот такой перевалкой и перекачкой занимаемся на протяжении всей навигации", — пояснил начальник службы движения флота ОАО "Ленское объединенное речное пароходство" Михаил Константинов.

Специалисты отмечают, что всему виной природа. Осадков стало гораздо меньше, в период половодья реки не заполняются до необходимого уровня. Впрочем, многолетние наблюдения показывают, что этот процесс циклический, и все вернется к норме, но подождать придется.

Впрочем, обеспечить более удобные для судовладельцев условия в сложной транспортной ситуации можно.

"Ведутся дноуглубительные работы, ведется установление дополнительных знаков навигационной обстановки, идет сужение судового хода, естественно дается постоянная информация, ежесуточная, практически в онлайн-режиме, чтобы судовладельцы знали, какую загрузку на суда использовать", — подчеркнул руководитель ФБУ "Администрация ВолгоДон" Олег Шахмарданов.

А для того, чтобы и в будущем застраховаться от обмеления рек, эксперты предлагают реконструировать существующие гидроузлы, а также строить новые. Впрочем, это уже предусмотрено Федеральной целевой программой развития транспортной системы России.