Новая головная боль Европы: Москва оставит Киеву украинские продукты

Украинские продукты питания с нового года окажутся в России вне закона. Москва вводит против Киева продовольственное эмбарго. Об этом объявил министр экономики Алексей Улюкаев. 1 января 2016 года вступает в силу соглашение об ассоциации Украины с ЕС, то самое, из-за которого начался майдан.

Украинские продукты питания с нового года окажутся в России вне закона. Москва вводит против Киева продовольственное эмбарго. Об этом объявил глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. Дело в том, что с 1 января 2016 года вступает в силу соглашение об ассоциации Украины с ЕС, то самое, из-за которого начался майдан. Чтобы европейские продукты не хлынули через прозрачную таможенную границу в Россию, Москва вводит запрет.

О возможных последствиях Москва предупреждала давно и правительство Яценюка, и, главное, европейских партнеров. Теперь, когда президент Украины Петр Порошенко подтвердил, что зона свободной торговли между Украиной и ЕС начнет действовать с 2016 года, иных вариантов и не осталось, говорят в российском кабмине.

"Пока по состоянию на сегодняшнюю дату мы не видим поводов для оптимизма. С высокой степенью вероятности нам придется в одностороннем порядке защищать свой рынок от неконтролируемого доступа товаров через таможенную территорию Украины от товаров из третьих стран, прежде всего, из стран Европейского Союза. И эта защита будет идти прежде всего по линии введения режима большего благоприятствования", — отмечает министр экономического развития Алексей Улюкаев.

В Москве подчеркивают: здесь нет никакой политики. Речь идет о защите национальных экономических интересов.

"Это обычный режим. Это не какая-то угроза или наказание, борьба. Нет, это обычный режим, который существует со всеми государствами, со странами Европейского сообщества и с большинством других стран мира. Оснований же для того, чтобы сохранять нулевую ставку таможенных тарифов с Украиной в такой ситуации, у нас нет. Кроме того, поскольку Украина присоединилась к санкциям против Российской Федерации, к экономическим и финансовым, мы приняли решение о введении, как к любой другой стране, которая к этим санкциям присоединилась, защитных мер в виде продовольственного эмбарго", — подчеркнул Алексей Улюкаев.

Экспорт с Украины за последнее время и так резко снизился. Сейчас отсюда поставляют в Россию яйца, молоко, молочные продукты, готовые изделия из зерновых, какао. Бизнес пытается оценить масштаб убытков.

"Все понимают: для украинского бизнеса это очередной вал потерь. Например, могут серьезно пострадать предприятия, занимающиеся переработкой сельскохозяйственного сырья. Сбывать продукцию на местных рынках им придется практически по себестоимости", — добавляет министр экономического развития России.

Потери подсчитывает и премьер Украины Арсений Яценюк. В кабмине делают вид, что все под контролем.

"Мы готовимся к тому, что соглашение о ЗСТ вступит в силу с 1 января следующего года, и другого ничего не произойдет: Мы также готовимся к тому, что Россия введет торговые ограничительные меры против Украины. Украина провела свою оценку вероятных потерь от введения торгового эмбарго Российской Федерацией. По крайне мере, на 2016 год наша предварительная оценка: Украина потеряет около 600 миллионов долларов экспорта в РФ", — подсчитал грядущий убыток украинский премьер Арсений Яценюк.

Между тем, отмечают эксперты, надежды на укрепление позиций на европейском рынке, мягко говоря, нереалистичны. В Западной Европе — мощнейшее сельскохозяйственное лобби, и правительства крайне внимательно прислушиваются к требованиям фермеров.

"Франция, Германия, Скандинавия, Британия — они все то же производят. На сегодняшний момент я не сказал бы, что Европа задыхается без наших продуктов питания. Это нереально. Это сложно", — оценивает возможный экспорт украинских товаров на Запад руководитель Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

Яценюк поручил МИД и торговому представителю Украины выработать с ЕС совместную оценку возможных потерь Украины и разработать совместный план по тому, как преодолеть негативные последствия. Иными словами, Киев намекает Брюсселю на возможную компенсацию. У Европы, кажется, может появиться еще одна головная боль.