Украина превратилась в подпольный оружейный рынок

Боевики ИГИЛ (запрещена в РФ)покупали оружие на Украине, об этом рассказал лидер группировки, которая занималась поставками. Его арестовали в Кувейте. Речь идёт о переносных зенитно-ракетных комплексах китайского производства.

Боевики ИГИЛ (запрещена в РФ)покупали оружие на Украине, об этом рассказал лидер группировки, которая занималась поставками. Его арестовали в Кувейте. Речь идёт о переносных зенитно-ракетных комплексах китайского производства. В украинском минобороны эту информацию назвали ложью, несмотря на то, что вся Украина сейчас представляет собой один большой рынок нелегального оружия.

Оружие, которое оказалось в распоряжении боевиков ИГИЛ, нелегально закупалось на Украине. Этот вывод сделан на основании признаний возможного сообщника террористической структуры. Некий Усама Мухаммед Саид Хайят, гражданин Ливана, задержанный в Кувейте, дал показания, что причастен к деятельности "Исламского государства", и лично совершал сделки на Украине.

Речь, как выяснилось, идёт о китайских ПЗРК FN-6. Этот комплекс предназначен для поражения самолётов и вертолётов на малых высотах, он достаёт до 3,5 километра. Среди эксплуатантов — Китай, Малайзия, Камбоджа, Судан, Пакистан и Перу.

Схема, скорее всего, выглядела так: вооружение приобреталось у националистических батальонов через посредников; с Украины техника попадала в Турцию, затем её доставляли в Сирию, на территорию, подконтрольную ИГИЛ.

То, что задержанный был координатором террористов в Кувейте, уже подтвердило МВД этой страны. Помимо него сделки курировала целая группа: двое сирийцев и двое австралийцев ливанского происхождения. Но эти четверо — за пределами Кувейта.

Детали сделки ещё предстоит выяснить, но, по словам экспертов, такие поставки вполне реальны. Интерес ИГИЛ к Украине очевиден. Страна — и без того активный игрок на рынке вооружений, а в последнее время она стала ещё и гигантской оружейной биржей, естественно, теневой. Более того, у террористов возможно были налаженные связи с националистическими батальонами.

В минобороны Украины все отрицают – такой техники, мол, просто нет. Однако позиция министерства обороны, в сущности, ничего не меняет, настаивают эксперты. О закупках у нацбатальонов генералы могли просто не знать —структуры, подконтрольные олигархам, а не властям, попросту не сочли нужным ставить минобороны в известность. Более того, ПЗРК могли просто идти транзитом через Украину. А курировали контрабанду как раз нацбатальоны.

Разоружаться они явно не спешат, хотя ещё летом, сразу после бунта "Правого сектора" (запрещена в РФ) в Мукачево, Порошенко требовал сдать арсеналы: мол, ни одна политическая сила не должна иметь вооружённых группировок. Отсутствие контроля над батальонами становится все более болезненной темой для президента Порошенко.

Недавнее интервью Deutsche Welle — явное подтверждение этого.

- "Правый сектор" находится в процессе разоружения, это непростая задача, особенно в стране, находящейся в состоянии войны.

- Да, мы уже видели перестрелку между ними и полицией недалеко от западной границы.

- Это было несколько месяцев назад.

- Или сцену, когда вооруженные наемники окружили офис нефтяной компании.

- Задайте мне вопрос, и я попробую на него ответить.

Но рычагов влияния на националистов, которые, собственно, и привели майдан к власти, не хватает. На этом фоне вся страна стала гигантским теневым рынком, который уже сейчас составляет от 2 до 5 миллиардов долларов. Расползающееся по Украине оружие силовики и правоохранительные органы просто не контролируют.

"Это не государство, а определённые чиновники, полевые командиры. Огромная часть вооружения — вне внимания государства", — говорит Руслан Бортник, директор Украинского института анализа и менеджмента политики.

Не знать, что Украина стала транзитной зоной, через которую оружие переправляют террористам, президент просто не может. Даже в Интернете можно купить все, что угодно.

Сегодня на теневом оружейном рынке, по разным оценкам, почти 4,5 миллиона незарегистрированных единиц, из них 300 тысяч — автоматическое оружие. Около миллиона винтовок, ещё миллион — пистолеты и самодельное оружие. Остальное — гранаты, взрывпакеты и другое. Цены невысокие, да и всегда можно договориться. Автомат продадут за 400-500 долларов, пистолет — в пределах 150 долларов.

Для тысяч людей, возвращающихся из зоны так называемой антитеррористической операции, это ещё и хороший бизнес, а зачастую единственный способ заработка. И этот рынок — на границе с Евросоюзом. И, кажется, неизвестные заказчики из известных регионов готовы оценить все преимущества подпольной оружейной биржи, в которую превратилась вся Украина.