Европейские чиновники начинают задумываться о безопасности

В Брюсселе, откуда во Францию приезжали исполнители практически всех масштабных терактов последнего времени, в минувшую пятницу экстренно собрались министры внутренних дел. Решили, что сотрудничали недостаточно тесно. Исправить ситуацию должен ряд мер.

В Брюсселе, откуда во Францию приезжали исполнители практически всех масштабных терактов последнего времени, в минувшую пятницу экстренно собрались министры внутренних дел. Решили, что сотрудничали недостаточно тесно. Исправить ситуацию должен ряд мер.

На то, чтобы собрать экстренное заседание министров внутренних дел и юстиции ЕС после терактов в Париже ушло 6 дней. На то, чтобы одобрить меры, которые не могли согласовать почти 4 года — два часа. Атака на французскую столицу напугала всех, показав, что внутренняя безопасность Европейского союза под небывалой угрозой. В среду глава МВД Германии Томас де Мезьер признал — он не может исключить повторения крупных терактов в его стране. Чтобы не сдаваться террористам по одиночке, решено создать общее разведывательное агентство. Директор Европола признает — до сих пор как раз обмен информацией хромал.

"Объём разведданных, которыми мы обмениваемся в Европоле, удвоился ещё в прошлом году. Но это всё ещё не тот уровень, к которому мы стремимся. У нас нет полных данных на всех подозреваемых или известных нам боевиков в Европе, которые вернулись из Сирии или Ирака", — заявил Роб Уэйнрайт, глава Европола.

Но готовы ли страны к полноценному обмену развед-информацией? "28 стран должны договориться, у них разные систему на разном уровне, поэтому я не думаю, что увидим полноценную единую разведку, речь — об усилении координации. Никто, к сожалению, не может обеспечить сто процентов, даже если речь идёт о структуре, существенно менее сложной, чем ЕС. Я думаю, более сложный момент не технический, а политический. Каждая страна должна определить для себя меру участия. Сейчас есть общественный запрос, соответственно, в демократических государствах мнение избирателей. Если есть запрос, будет и ответ", — считает Сергей Уткин, политолог.

Избиратели — напуганы, конечно, не меньше чиновников. У четверых террористов, напавших на Париж — гражданство Франции, у двоих — бельгийские паспорта. Под лозунгом "они среди нас", казалось бы, не далеко и до предательства идеалов Шенгена. Но речи о возрождении внутренних границ — пока — не идёт.

"Я бы не сказала, что Шенген мёртв, но всё больше стран склоняются к тому, чтобы временно вернуть пограничный контроль. Это можно понять. Внешние границы Европы не защищены. Самое важное — это граница Турции и Греции. Мы должны срочно установить там контроль. Не сделаем этого — вот тогда Шенген будет в опасности", — уверена Йоханна Микль-Ляйтнер, министр внутренних дел Австрии.

Контроль на внешних границах — мера, конечно, менее болезненная для европейских идеалов. Но досматривать теперь будут и граждан ЕС тоже, особенно пристально тех, которые возвращаются из горячих точек. Таких, как Сирия. Ещё одна идея — снимать отпечатки пальцев со всех беженцев в ЕС и проверять по уже существующим базам данных. На причастность к исламистским группировкам. Как будут воплощать этот план — учитывая, что в Европе сейчас почти полтора миллиона переселенцев — не сообщают. Зато сами мигранты уже готовятся. В соцсетях распространяется ноу-хау — обжигать подушечки, чтобы они не "читались". Услуги специалистов, которые уже появились, в Ливии стоит 300 евро.

Среди других предложений — систематические проверки лиц, которые пользуются правом на свободное передвижение. Плюс — общая база авиапассажиров, данные которой будут храниться на сервере не месяц, как раньше, а, как минимум, год. Положения о запрете финансирования террористических организаций, а также трафика оружия — одобрены единогласно, по инициативе Франции. "Мы должны реагировать жёстко, прекратить давать пустые обещания и медлить. Иначе Европа потеряет себя", — полагает Бернар Казнёв, министр внутренних дел Франции.

Сейчас расследование терактов в Париже — ведёт совместная комиссия Франции и Бельгии. Как ни странно – первая, после стольких терактов во Франции с бельгийским следом. К 3 декабря, когда заседание глав МВД ЕС будет плановым, предложения экстренной встречи должны обрести форму законопроектов.