Выставка "Евреи в Великой Отечественной войне" – собрание уникальных документов

В Еврейском музее и центре толерантности открывается выставка "Евреи в Великой Отечественной войне". Подлинные документы, письма и фотографии для нее предоставили не только архивы, но и потомки фронтовиков.

В Еврейском музее и центре толерантности открывается выставка "Евреи в Великой Отечественной войне". Подлинные документы, письма и фотографии для нее предоставили не только архивы, но и потомки фронтовиков.

Они были, прежде всего, советскими людьми и разделили участь советского народа. Во время Великой Отечественной войны 501 тысяча евреев были на фронте,150 тысяч погибли и пропали без вести. Выставка в Еврейском музее и центре толерантности получилась небольшой, но впечатляющей. Несколько разделов: редкие дневники, участие женщин-евреек в Великой Отечественной воне, война глазами фотокорреспондентов-евреев.

Куратор проводит экскурсию для руководителя администрации президента России Сергея Иванова, который входит в попечительский совет музея. На выставке представлено много документов, которые ранее никогда не выставлялись и не публиковались. Выставку посвятили 70-летию Великой Победы. "Я думаю, что такие пособия, такие фотографии наглядно показывают, как народы Советского Союза встали плечо к плечу на защиту своего Отечества безотносительно национальности. Потому что практически все национальности, жившие тогда на территории СССР, воевали с фашизмом", — подчеркнул Сергей Иванов.

Это чудо, что Владимиру Гельфанду удалось всю войну вести дневник. Писал он правдиво, ни о чем не умалчивая, только один раз вымарал из записей кусок, который мог стоить ему свободы. Виталий Гельфанд обнаружил дневник только после смерти отца. В советское время публиковать его было невозможно. Гельфанды эмигрировали в Германию, дневник был несколько раз издан там, и только сейчас его опубликовали в России. Это обстоятельство побудило Виталия передать архив отца, два альбома фотографий и личные вещи, которые были с ним на войне, передать в Еврейский музей и центр толерантности.

Лейтенант Гельфанд дошел до Берлина, пережил страшное, например, выходил из окружения. Для еврея оказаться в окружении было страшнее, чем для представителя других народов — плен означал смерть без вариантов. Фашисты плененных евреев моментально расстреливали, как политруков, поэтому попавшие в окружение уничтожали документы, срывали погоны. Но и это не помогало.

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода напомнил: "Они были евреями по национальности и, может быть, отягощающим обстоятельством было то, что у них не было альтернативного варианта. У них не было варианта плена, варианта отступления, потому что Гитлер не дал им никакого другого варианта – они были бы расстреляны немедленно. Но они не думали о других вариантах. Они были гражданами страны, любили Советский Союз и мужественно воевали".

С фотографий смотрят известнейшие люди, о которых написаны книги, и мало кому известные герои. Полина Гельман была штурманом, потом пилотом, "ночной ведьмой". Она — единственная еврейка, удостоенная звания Герой Советского Союза. Девушка бредила авиацией, но ее не брали в летное училище из-за маленького роста.

А Елена Дейчман пошла на фронт, надеясь помочь сидевшему в сталинских лагерях отцу. Она погибла в 1945 году в Чехии. Много лет родные ничего не знали о ней из-за ошибки, сделанной писарем.

Студент ИФЛИ Павел Коган погиб на Малой земле. Его стихи напечатаны только после войны, в том числе, гимн шестидесятников "Бригантина". Жена Павла, фронтовичка Елена Коган, после войны станет писательницей Еленой Ржевской и напишет о том, как выполняла секретную миссию по поиску и идентификации тела Гитлера.

На открытии экспозиции Александр Борода заявил, что музей будет продолжать подобные экспозиции и расскажет об участии других народов Советского Союза в Великой Отечественной войне.