Тема:

В Сирии сбит российский Су-24 2 года назад

Ложь в турецком исполнении: Эрдоган "объяснил" атаку на русского "Фехтовальщика"

Турецкие военные разместили еще 20 танков на границе с Сирией. А гражданские власти тем временем активно пытаются оправдаться за сбитый самолет. Но не перед Россией, а перед союзниками по НАТО. Провокация нашла поддержку далеко не всех членов Альянса.

Турецкие военные разместили еще 20 танков на границе с Сирией. А гражданские власти тем временем активно пытаются оправдаться за сбитый самолет. Но не перед Россией, а перед союзниками по НАТО. Провокация нашла поддержку далеко не всех членов Альянса.

Не об экономике говорил 25 ноября турецкий президент на Исламском экономическом конгрессе. Коллеги внимательно его слушали и разглядывали так, как будто у него ус отклеился. Они, конечно, видели разного Эрдогана — впервые был случай посмотреть на Эрдогана оправдывающегося.

"То, что самолет принадлежит Российской Федерации, стало понятно только после того, как об этом заявили российские власти. После этого мы сразу же предоставили всю необходимую информацию в НАТО и Совбез ООН", — заявил с трибуны форума президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.

"Мы имеем право защищать свои границы", — провозгласил Эрдоган, видимо, повторяя содержание писем в Совбез и НАТО.

И тут же, без паузы, оговорился, мол, не видели турецкие летчики, по кому стреляют. И это несмотря на то, что на всех российских самолетах большими буквами написано "ВКС России" и нарисованы красные звезды, несмотря на то, что Су-24 нет на вооружении у сирийских ВВС, а всех натовских летчиков учат с большого расстояния даже по характеру выхлопа определять тип и марку самолета. Так что пилоты F-16 не могли не знать, что перед ними русский "Фехтовальщик".

Еще одна ложь в турецком исполнении. Через несколько часов премьер-министр Ахмет Давутоглу примется выгораживать президента, к которому на Западе слишком много персональных и политических претензий, но так неуклюже, что будет президенту же и противоречить.

"Приказ сбить российский самолет я отдал лично сам. Российский военный самолет нарушил воздушное пространство Турции, и был сбит. Мы предупреждали российскую сторону о нашей решимости защищать свои границы и о возможности применения оружия. Весь мир знал о нашей позиции. Однако российская сторона не учла наших предупреждений. Мы имеем право принять меры при таком нарушении, это является нашей обязанностью перед народом", — заявил премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу.

Но не было никакого сигнала боевой тревоги и срочного вылета на перехват. Самолет ждали в засаде, координировали действия с местной бандой, составленной из сирийских туркоманов, про которых Эрдоган сегодня проговорился, мол, "свои люди". Подтянули в нужное место камеры CNN и Fox News, так что бомбардировщик падал почти в прямом эфире.

Его предупреждали десять раз в течение пяти минут — врали на фоне видеокадров. Сегодня все западные СМИ говорят, что Cу-24, если вдруг и залетел в Турцию, то всего на 17 секунд. Времени хватило для того, чтобы прицелиться и нажать на гашетку, но его оказалось слишком мало, чтобы самолет рухнул на нужной стороне границы.

И Эрдоган и Давутоглу вынуждены изворачиваться, потому что даже реакция партнеров по НАТО оказалась совсем не такой, на какую они рассчитывали: в своем заявлении, не согласованном, впрочем, с участниками экстренной встречи в Брюсселе, генсек Альянса хоть и выразил поддержку Турции в том, что касается защиты границ, но также дал понять, что Анкаре по этому поводу следует самостоятельно выяснять отношения с Москвой.

"Мы призываем к спокойствию и деэскалации. Ситуация серьезна. Мы все должны действовать осторожно. Вот почему я призываю Москву и Анкару к диалогу", — заявил генсек НАТО Йенс Столтенберг.

Турции 24 ноября сильно досталось. Двери закрытой встречи в штаб-квартире Альянса, приоткрыл сегодняшний звонок министра иностранных дел Греции Сергею Лаврову.

Представитель страны, состоящей в НАТО, выразил соболезнования в связи с гибелью наших военных, и сообщил, что грекам с турками давно все понятно.

"Особенно понятен провокационный характер линии Турции с учетом регулярных, многочисленных и продолжающихся годами нарушений Анкарой греческого воздушного пространства".

Турецкие самолеты ежегодно нарушают воздушное пространство Греции от полутора тысяч до 2200 раз в год. Это видно на графике, который составили в университете Фессалии. В среднем столько раз турецкие ВВС залетают в Грецию. И, следуя сегодняшней логике Эрдогана, греки давно должны были сбить все турецкие самолеты. Однако старшие партнеры по НАТО закрывают на это глаза.

О причинах пишет The Financial Times — Турция номинальный союзник в альянсе: турки не нужны, нужен берег турецкий.
"Сегодняшняя Турция является, скорее, номинальным союзником. Турция Реджепа Тайипа Эрдогана не разделяет целей США и Запада на Ближнем Востоке. Да, Турция позволила американским ВВС использовать свою авиабазу "Инджирлик" для борьбы с "Исламским государством", но противодействие ИГИЛ (запрещена в РФ)вряд ли является приоритетом для Турции. Правительство в Анкаре выступает против курдского национализма и делает все, чтобы ослабить курдов, которые являются ближайшим региональным военным партнером США и их в союзников и противостоят ИГИЛ в Ираке и Сирии. Турция сделала очень мало для того, чтобы приостановить поток иностранных наемников в ИГИЛ, использующих ее территорию для транзита в Сирию", — отмечает издание.

"Вы считаете Турцию надежным союзником в борьбе с ИГИЛ? Учитывая тот факт, что они сбили военный самолет России, ведущей борьбу против ИГИЛ? Учитывая то, что Турция покупает нефть у ИГИЛ и поддерживает террористов? Они бомбят курдов, которые также воюют против ИГИЛ?" – задает неудобные вопросы депутат парламента Великобритании от партии лейбористов Дэннис Скиннер.

Все эти вопросы британские лейбористы обрушили на голову своего министра иностранных дел. В соответствии со своей политической матрицей, Филип Хэммонд неудобные факты проигнорировал. Он сказал, что да — Турция важный партнер в борьбе с ИГИЛ и в разрешении кризиса с беженцами. Примечательно, что в Германии, принимающей наибольшее количество беженцев, Турцию таковым более не считают, и именно на Турцию возлагают ответственность за урегулирование кризиса с Россией.

"Во-первых, происшествие показало, что, по мнению разных игроков в регионе, один из них непредсказуем: и это Турция, а не Россия. Тот факт, что русские спровоцировали конфронтацию, нарушив воздушное пространство Турции, не должен вводить в заблуждение относительно сложной роли, которую играет Турция в данном конфликте", — подчеркнула вице-канцлер Германии Зигмар Габриель.

"Накануне я провела переговоры с турецким премьер-министром. И призвала его принять все меры для деэскалации ситуации", — коротко отчиталась канцлер ФРГ Ангела Меркель.

Судя по сегодняшней браваде турецкого премьера — "это я приказал" — Анкара не спешит выполнять просьбы немецкого канцлера. То ли и правда не хочет, то ли не знает как.

Если верно все-таки второе предположение, то у турецких властей не слишком много времени для того, чтобы продемонстрировать союзникам свою вменяемость. В сложившейся ситуации они испытывают их терпение значительно больше, чем терпение России.