ОАЭ тайно поставляют в Йемен колумбийских наёмников

Объединенные Арабские Эмираты перебрасывают в Йемен, где с марта продолжается военная операция, наемников из Колумбии. Об этом сообщает газета New York Times со ссылкой на источники в частной военной компании, работающей в ОАЭ. Помимо колумбийцев в стране воюют и другие иностранные военные.

Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) тайно переправили сотни колумбийских наемников в Йемен, где с марта продолжается военная операция Арабской коалиции под руководством Саудовской Аравии против шиитских повстанцев-хуситов, захвативших столицу страны Сану и многие крупные города. Таким образом, опосредованное противостояние между Саудовской Аравией с одной стороны и Ираном с другой принимает ещё более сложный и запутанный характер.

Количество колумбийских военнослужащих, переброшенных в Йемен, пока оценивается в 450 человек. Они являются частью более крупного подразделения, насчитывающего 1,8 тысяч солдат, дислоцированных на военной базе Зайед в эмирате Абу-Даби. Помимо колумбийцев на базе также присутствуют наемники из других латиноамериканских стран – Панамы, Сальвадора и Чили, однако выходцы из Колумбии ценятся больше всех, так как имеют реальный опыт боевых действий против партизан Революционных вооруженных сил Колумбии (ФАРК).

Программа вербовки иностранных наемников для службы в ОАЭ началась в 2010 году при непосредственном участии Эрика Принса, основателя первой в мире частной военной компании Blackwater Worldwide, получившей известность благодаря участию в военных действиях на территории Ирака и Афганистана. Однако сейчас, по словам источников, знакомых с ситуацией, он не имеет отношения к этой программе, которая полностью находится в ведении армии ОАЭ.

По словам военных, служивших на базе в Зайяде, распорядок дня там довольно рутинный: подъём в 5:30, тренировки по стрельбе, вождению и преодолению препятствий, в жаркое время дня – теоретические занятия, а вечером – повторение пройденного на практике. На базе есть компьютерный класс, где можно проверить почту или "Фейсбук (запрещена в РФ)" (запрещена в РФ), однако публиковать фотографии строго запрещено. Раз в несколько месяцев на базу приезжает высшее руководство, перед которым устраивают показательные выступления, включающие десантирование с вертолетов и стрельбу с движущихся квадроциклов.

Один из участников операции отметил, что главной причиной, заставившей его приехать в такую даль, являются деньги: арабские военные платят наемникам по 2-3 тысячи долларов в месяц, что в несколько раз превышает жалование в колумбийской армии, которое в среднем составляет 400 долларов. Участникам операции в Йемене, по словам одного из них, дополнительно платят тысячу долларов в месяц. Сама операция, отметил наемник, началась довольно неожиданно: их разбудили посреди ночи, приказали собрать вещи и явиться на плац, в то время как остальные продолжали спать. Всем им выдали жетоны и присвоили воинские звания армии ОАЭ, после чего началась переброска, носившая секретный характер – в Министерстве обороны страны до сих пор отказываются комментировать эту ситуацию.

По словам наемника, пока они не вступают в непосредственные столкновения с противником, а действуют в составе саудовских наемников из Судана, обеспечивающих тыловое и транспортное обеспечение войск. Тем не менее, отметил он, колумбийцы впервые привлекаются для участия в непосредственных боевых действиях: ранее их подразделение использовали для охраны таких важных объектов инфраструктуры как газопроводы и электростанции, а также для охраны грузов на судах, следующих через опасные районы вроде Аденского пролива.

Операция Арабской коалиции в Йемене ведется с конца марта, когда хуситы заняли прибрежный город Аден на юге страны, вынудив президента Абд-Раббо Мансура Хади бежать в Саудовскую Аравию. В начале осени начали появляться сообщении об освобождении города, а в ноябре Хади вернулся в Аден для осуществления непосредственного руководства военной операцией. Тем не менее, столица Йемена Сана по-прежнему находится в руках хуситов.

Помимо Саудовской Аравии и ОАЭ в операциях участвуют Кувейт, Бахрейн и ряд других стран. По словам Министерства обороны США, американские военные не принимают непосредственного участия в операциях, однако снабжают коалицию развединформацией и заправляют ее самолеты в воздухе. Кроме того, наблюдатели указывают на многомиллиардные контракты на поставку бомб, заключенные между американскими военными заводами и Саудовской Аравией. Также появлялись сообщения об использовании саудовской армией наёмников их Эритреи, что противоречит резолюции Совета Безопасности ООН.

В самой Колумбии участие ее граждан в военных операциях на Ближнем Востоке оценивают противоречиво: с одной стороны, наемники отправляют большую часть заработанных денег своих семьям, вкладывая их в локальную экономику. Однако есть и другая точка зрения: строгий отбор лишает колумбийскую армию самых ценных кадров, обескровливая ее перед лицом борьбы с наркокартелями.

С начала операции в Йемене от ударов коалиции погибло более 2 тысяч гражданских лиц, десятки тысяч человек были вынуждены покинуть свои дома. Есть потери и среди иностранных военнослужащих: один только ракетный обстрел позиций коалиции в сентябре унес жизни 45 солдат из Саудовской Аравии и Бахрейна. Верховный Комиссар ООН по правам человека Зейд Раад Аль-Хусейн неоднократно отмечал, что обе стороны конфликта неоднократно допускали действия, которые можно квалифицированы как военные преступления. К ним, например, можно отнести удар, нанесенный в октябре саудовской авиации по госпиталю "Врачей без границ" в провинции Саада. В Саудовской Аравии в произошедшем обвинили саму организацию, якобы предоставившую военным неверные координаты госпиталя.