Тема:

В Сирии сбит российский Су-24 2 года назад

Роман с ИГИЛ президента Эрдогана. Реплика Георгия Бовта


Zuma/ТАСС

"Краткосрочное нарушение воздушной границы не может быть поводом для атаки" – чьи слова? Реджепа Тайипа Эрдогана, сказанные в бытность премьером в июне 2012 года, когда сирийцы сбили турецкий F-4, вторгшийся в их воздушное пространство.

"Краткосрочное нарушение воздушной границы не может быть поводом для атаки" — чьи слова? Реджепа Тайипа Эрдогана, сказанные в бытность премьером в июне 2012 года, когда сирийцы сбили турецкий F-4, вторгшийся в их воздушное пространство.

Тогда президент Абдулла Гюль, ставленник Эрдогана, возмущался поведением сирийцев: мол, такие нарушения – "рутинная практика для реактивных самолетов". Действительно, даже союзник по НАТО Греция неоднократно жаловалась в ЕС и НАТО на регулярные залеты турецких истребителей. Однако в последнее время турки в одностороннем порядке ввели над территорией Сирии "буферную зону" шириной 20 километров над районами, контролируемыми курдами, посчитав себя вправе запрещать самолетам других стран к ней приближаться. По сути, они самовольно "сдвинули границу" на юг.

Это лишь одно из свидетельств сложной игры, которую ведет в регионе Турция при Эрдогане, взявшем курс на ползучую исламизацию страны. Увлекшись идеей переписать конституцию под сверхсильную президентскую власть, под стать султану, он придерживается столь жесткого авторитарного стиля, что пару лет назад некоторые заподозрили в этом признаки нездоровья.

Летом 2014 года Турецкий союз врачей высказал озабоченность на эту тему, прозвучал тогда и диагноз – "нарциссическое расстройство личности" или "синдром нарциссизма". Это когда пациенты, демонстрируя стремление к превосходству во всем, не контролируют свои амбиции.

Амбициозный план Эрдогана заключается в свержении режима Башара Асада и недопущении самоопределения курдов Сирии, Ирака и потенциально самой Турции. Террористы ИГИЛ (запрещена в РФ)видятся как одно из средств достижения таких целей. Они пребывают под негласным покровительством внешней разведки MIT, находят убежище в Турции, через Турцию в Сирию попали десятки тысяч джихадистов со всего мира. И сейчас через контролируемые ИГИЛ и "Джабхад ан-Нуср (запрещена в РФ)а" погранпереходы проходит по сотне боевиков в день. Это объясняет недавние шокирующие слова главы MIT Хакана Фидана, призвавшего Запад приложить все силы, как он выразился, "для расстройства планов Путина по подавлению исламской революции в Сирии", и предложившего открыть в Стамбуле постоянное представительство "Исламского государства".

Под началом дочери Эрдогана Сюмийе близ сирийской границы обустроен госпиталь для раненых из ИГИЛ. Наступление исламистов на ныне отбитый курдский город Кобани ранее в этом году началось непосредственно с турецкой территории. В октябре 2014 года вице-президент США Байден заявил, что режим Эрдогана поддерживает ИГИЛ "сотнями миллионов долларов и тысячами тонн вооружений". Но США тогда добивались от Анкары разрешения использовать для своих самолетов базу ВВС в Инжирлике. Скандал замяли, Байден извинился.

В торговле с исламистами контрабандной нефтью замешан сын президента Билал, владеющий несколькими судоходными компаниями. Нефть с контролируемых ИГИЛ месторождений близ иракского Мосула и в Сирии, смешивается с другой и идет через порт Бейрута и турецкий Джейхан. Один из каналов этой торговли, город Тер-Абьяд, был перекрыт летом после взятия его курдами, после чего турецкая авиация начала наносить по ним удары.

Под контролем ИГИЛ остается еще переход в городе Джераблус. Его тоже планируют штурмовать курды. Именно там турки настаивали на создании "буферной зоны". Предлог, что якобы там проживают туркоманы, сирийские турки, а Анкара, сбивая российский самолет, их защищает, лукав: и туркоманы, и арабы в этих местах составляют менее 50% населения, а большинство – те же курды, действующие под эгидой Отрядов народной самообороны, к которым примкнули христиане-ассирийцы и некоторые арабы. Там, где был сбит российский Су-24, вообще нет массовых поселений туркоманов. В этой связи получение полного контроля над сирийско-турецкой границей, как предложил французский президент Олланд, а Москва его в этом поддержала, не только актуально, но и реально: ИГИЛ и другие джихадисты контролируют уже меньшую часть 900-километровой границы, больше половины контролируют курды. Джераблус – последний контролируемый ИГИЛ погранпереход в Турцию.

По данным американской финансовой разведки ФАТФ, после активизации ударов по объектам нефтяной инфраструктуры ИГИЛ его доходы от нефтяной торговли упали на треть. Теперь американцы собираются проследить все банковские цепочки, в сутки отслеживается 55 тысяч потенциально связанных с ИГИЛ платежей, установлено более 1200 точно связанных с ним. Многие цепочки потянутся и в Турцию. Кстати, в поле зрения ФАТФ несколько лет назад попадал зять Эрдогана, замешанный в нелегальной торговле иракской нефтью в обход Багдада.

Удары по нефтяной инфраструктуре террористов требуют кооперации с Россией. К ней призвал на днях в статье для The Financial Times президент влиятельнейшего Совета по международным отношениям США Ричард Хаас. Он пишет: "Турция – это уже не столь надежный член НАТО, как ранее, она скорее союзник формальный, чем фактический... Эрдоган не разделяет целей Запада на Ближнем Востоке и мало что сделал для остановки потока рекрутов в ИГИЛ". Пора перестать относиться к России как к "непримиримому врагу", продолжает известный американский политик. — Надо перестать "пытаться изолировать Россию", а превратить ее в полноправного члена широкой антитеррористической коалиции, координируя с ней военные действия.

И если Анкара пыталась, сбив Су-24 и призвав на помощь НАТО, сорвать ее создание, то пока она, скорее, что называется, "выстрелила себе в ногу", поставив в неловкое положение даже союзников по Альянсу. Потому что когда заигрываешь с террористами, то можно и доиграться.