Китай впервые проведет совместные учения с НАТО


EPA

Китайские военные корабли впервые примут участие в совместных антипиратских учениях с флотом НАТО. Учения пройдут в Аденском заливе, где Китай и страны блока уже несколько лет борются с сомалийскими пиратами, нападающими на торговые суда.

Впервые в истории китайские военные корабли примут участие в совместных учениях с кораблями НАТО. Соответствующее сообщение было опубликовано пресс-службой Народно-освободительной армии Китая (НОАК). Учения пройдут в Аденском заливе, где обе стороны на протяжении нескольких лет борются с сомалийскими пиратами.

В сообщении отмечается, что учения начнутся в среду, 2 декабря. Оно проиллюстрировано фотографией, на которой офицеры НОАК и НАТО разговаривают на мостике корабля. На другой фотографии запечатлены бойцы группы захвата, выполняющие учебное задание. Согласно заявлению министерства, главной целью учения является поддержание безопасности и стабильности грузоперевозок через Аденский залив совместными силами. Никаких подробностей относительно количества кораблей и военнослужащих, участвующих в учениях, не приводится.

Проблема пиратства, которым в основном занимаются жители Путленда, самопровозглашенного государства на территории Сомали, обострилась в начале XXI века и буквально за несколько лет достигла угрожающих масштабов. Через Аденский залив и Баб-эль-Мандебский пролив проходит маршрут судов, проходящих через Суэцкий канал, на который приходится около 20% грузовых перевозок. Мотивируя необходимость борьбы с пиратством, официальный представитель НОАК отмечал, что пятая часть из 1265 кораблей, проходивших через Аденский залив в 2008 году, подверглась нападениям пиратов.

Борьба с пиратством ведется на основании Резолюции Совета Безопасности ООН № 1838, разрешающей применение боевых кораблей и самолетов для борьбы с пиратами из Сомали. Помимо Китая борьбу с пиратами на постоянной основе ведут военные ЕС, НАТО, России и ряда других стран. Помимо выполнения операций по освобождению захваченных кораблей и уничтожению пиратов, корабли периодически привлекаются к другим задачам: так, китайские военные корабли приняли активное участие в эвакуации беженцев из Йемена после начала там военной операции.

Согласно заявлениям НОАК, Китай заключил соглашение с властями Джибути, страны, расположенной на Африканском роге к северу от Сомали для обеспечения "условий", необходимых для поддержания боеспособности своих кораблей. При этом в Министерстве обороны категорически опровергли предположение о размещении там китайской военной базы.

Аденский залив – не единственное место, где китайские торговые и грузовые корабли подвергаются нападениям пиратов. Похожая ситуация, хотя и в меньшем объеме наблюдается в районе Малаккского залива, разделяющего Малайзию и Индонезию. Многие наблюдатели связывают строительство Китаем военных баз в районе Южно-Китайского моря, в том числе, с необходимостью поддерживать безопасность в этом районе. В Пекине, однако, отрицают, что искусственные острова на архипелаге Спратли вообще имеют военное назначение.

Действия Китая в Южно-Китайском море на данный момент остаются причиной наиболее серьезных разногласий между Китаем и НАТО. Менее чем за год Китаю удалось увеличить свою площадь на островах Спратли в 15 раз, насыпав на коралловых рифах и атоллах четыре искусственных острова, на каждом из которых есть взлетно-посадочная полоса, маяк и бухта, способная вместить авианосец класса "Ляонин". Действия Китая оспаривают Вьетнам, Тайвань, Филиппины, Малайзия, Индонезия и Бруней, также претендующие на острова Спратли и оккупирующие часть из них, а также США, Австралия, Япония и другие страны, не граничащие с Южно-Китайским морем.

В конце октября ситуация достигла критической точки: командующий ВМФ Китая Ву Шенли даже пригрозил США войной. Причиной стал американский линкор, демонстративно прошедший всего в 22 километрах от искусственного острова Суби. Американский посол был вызван в китайский МИД и предупрежден о недопустимости подобных "провокаций". Ранее министр обороны США Эштон Картер заявил, что США не признают претензий Китая на большую часть Южно-Китайского моря и будут плавать и летать везде, где им вздумается, и где это не запрещено международным правом.